Раб, Рабыня, Раба - это...
I:
1)
а) первонач Р у израильтян были иноземцы (напр, Елиезер из Дамаска: Быт 15:2 и след, в Синод пер - "домочадец"; египтянка Агарь, Быт 16:1), плененные в ходе войн (Чис 31:9,18,26; Втор 21:10 и след; ср 4Цар 5:2), купленные у чужестранных работорговцев, нередко у финикийцев (Быт 17:27; Лев 25:44-46; ср Иез 27:13)или родившиеся в доме хозяина, те Р от рождения (Быт 14:14; 17:12; Еккл 2:7, в Синод пер - "домочадцы") Оставшееся в живых ханаан население Израиля Соломон привлекал в качестве Р на строит-ве дворцов и храма (3Цар 9:20 и след) Обращение в рабство основывалось в этих случаях на общепризнанном праве (воен праве и праве завоевателя или, соотв, на праве купли и владения) Однако похищение людей было запрещено под страхом смертной казни (Исх 21:16; Втор 24:7);
б) средняя цена Р при рассмотрении претензий на возмещение ущерба равнялась 30 сиклям серебра (Исх 21:32)Иосиф был продан за 20 сребреников (Быт 37:28; см указанные в Лев 27:3-7 цены, к-рые, след отметить, не относились специально к Р);
в) Р, хотя и являлся собственностью (Лев 25:46) и платежным средством ("серебром") своего хозяина (Исх 21:21), тем не менее не был полностью бесправным: убийство Р грозило наказанием (Исх 21:20 и след), а если Р получал тяжелое увечье, то его полагалось отпустить на свободу (ст 26 и след) Если пленная рабыня выходила замуж за своего хозяина, то она получала новые права, а если муж утрачивал к ней интерес, она становилась свободной (Втор 21:10-14) Иов говорит о правах слуги и служанки, к-рыми нельзя пренебрегать, поскольку и их тоже создал Господь (Иов 31:13-15) Во Втор 23:16 и следговорится, что Р, сбежавшего к израильтянину, не следует выдавать хозяину Нередко Р занимали ответств положение в доме (Быт 24; 39:3-6); они могли даже стать приемными детьми (1Пар 2:34 и след) или наследниками своих господ (Быт 15:2 и след)Заповедь о соблюдении субботнего покоя распространялась и на Р (Исх 20:10; 23:12; Втор 5:14); в принципе, Р не отстранялись от богослужения: их следовало подвергать обрезанию и тогда они могли принимать участие в праздновании Пасхи (Исх 12:44) и других праздников (Втор 12:12, 18; 16:11,14) Р священника мог даже есть "святыню" (Лев 22:11), что приравнивало его к прочим домочадцам (ср ст 12 и след) Дети жившего в доме Р, видимо, всегда подвергались обрезанию (Быт 17:12 и след) Основополагающим принципом в обращении с Р было напоминание: помни, "что и ты был рабом в земле Египетской" (Втор 15:15), те жил в рабстве, из к-рого Господь вывел Свой народ(Исх 20:2; Втор 5:6; Пс 80:7,11);
2)
а) особое положение занимал купленный РАБ-ЕВРЕЙ (Исх 21:2) С ним полагалось обращаться не как с Р, а как с наемным работником (Лев 25:38-40) Эта привилегия сохранялась за ним и в том случае, если его продавали в работники пришельцу (см Пришелец) (ст 47-54) Одной из причин продажи в рабство члена семьи (Исх 21:7) или себя самого в Библии названо обнищание (Лев 25:39,47) В рабство продавали вора, если он не мог возместить цену украденного (Исх 22:3) В Законе нет однозначных упоминаний о продаже в рабство за долги, но позднее такое случалось, и заимодавец мог вынудить к этому должника (4Цар 4:1 и след; Неем 5:5,8; Ис 50:1; Ам 8:5,6; Мф 18:25);
б) срок службы раба-еврея, к-рый к тому же мог откупиться или быть выкупленным (Лев 25:47-49), как правило, ограничивался шестью годами; на седьмой год его полагалось отпустить на свободу без выкупа (Исх 21:2; Втор 15:12-18) При этом его жена и дети освобождались вместе с ним только в том случае, если он женился до того, как был продан в рабство Если же жену ему дал господин, то она и дети оставались Р Если этот человек ради своей семьи или из привязанности к хозяину и далее желал оставаться Р, то господин прокалывал ему ухо у дверного косяка (ст 16 и след; ср Исх 21:3-6) Тогда рабство признавалось пожизненным, и Р не подлежал освобождению в седьмой (субботний) год, когда остальных рабов-евреев отпускали на свободу (Лев 25:40 и след) Ограничение рабства шестью годами не распространялось на израил девушек, проданных в наложницы Но если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее; однако ее не разрешалось продавать чужестранцу Она получала свободу и в том случае, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой (Исх 21:7-11) Позднее особые предписания, касавшиеся рабов-евреев, перестали соблюдаться Во времена Иеремии вавил угроза побудила израильтян попытаться восстановить эти правила, но обещание соблюдать их вновь оказалось всего лишь декларацией о намерениях (Иер 34:8-22);
3) НЗ рассматривает институт рабства как существующую реальность, не требуя его отмены Павел призывал Р не заботиться о своем освобождении, но при возможности изменить положение к лучшему, советовал этой возможностью воспользоваться (1Кор 7:21) Сбежавшего Онисима Павел отослал обратно к Филимону, однако "не как раба, но выше раба, брата возлюбленного" (Флм 10-18) Р и слуги должны повиноваться своим господам (Еф 6:5-8; Кол 3:22-25; Тит 2:9 и след), какими бы суровыми те ни были (1Пет 2:18); хозяева же не должны относиться к Р "небрежно", тк Р тоже являются братьями, те верующими (1Тим 6:2) От господ требовалось справедливое обращение с Р (Еф 6:9; Кол 4:1) Но перед Богом и во Христе не существует различия между господами и Р (1Кор 7:22; Гал 3:28; Кол 3:11)
II:
1) нередко Р (слугами) в Библии названы подчиненные, к-рые не являлись Р в прямом смысле слова Под Р царя подразумеваются его воины (1Цар 17:8), но, как правило, профессион воины, а не ополченцы (2Цар 2:12 и след; 3:22; 11:1) Самих себя люди называли Р по отношению к вышестоящим (Чис 31:49; 2Цар 9:8; 3Цар 1:26), к чужестранцам (Быт 19:2)или тогда, когда хотели показать свою преданность и готовность служить;
2)человек называет себя Р (Лк 1:38,48), желая подчеркнуть свое положение перед Богом (см Раб Господень, раб Божий, см Исаия III,2а,б) Называя себя Р в обращении к Богу (Чис 11:11; 1Цар 3:9; 3Цар 8:28; Деян 4:29), молящийся выражает свою преданность и готовность к послушанию (Откр 1:1; 7:3; 22:6) Сам Господь подтверждает правильность такого словоупотребления, называя Своими Р Авраама, Моисея и Давида (Быт 26:24; Чис 12:7; 2Цар 7:5) Служанка, одержимая духом прорицания, кричит в Филиппах о Павле и его спутниках: "Сии человеки - рабы Бога всевышнего" (Деян 16:17) В проповеди и молитве древней Церкви говорится об Иисусе (Деян 3:26 - греч пайс может означать "раб", "слуга" и "ребенок", "дитя") или, соотв, о Давиде (Деян 4:25) как о Р Божьих, а апостолы Павел(Рим 1:1; Флп 1:1; Тит 1:1), Петр(2Пет 1:1) и Иоанн(Откр 1:1) называют себя Р Бога или Р Иисуса Христа Готовность служить обращена и на своих собратьев, поскольку, по словам Христа, "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк 9:35; 10:44) Но падший человек является Р греха (Ин 8:34; Рим 6:17), Р страха смерти (Евр 2:15) и Р тления (2Пет 2:19) до тех пор, пока через искупление не станет Р Богу и праведности (Рим 6:17 и след,22);
3) особый смысл понятие "Р" приобретает в НЗ, когда оно упо-требляется в связи с противопоставлением Закона и Евангелия Моисей был верным служителем во всем доме Божьем (Евр 3:5 согл Чис 12:7), и через него был дан Закон (Ин 1:17), "завет от горы Синайской, рождающий в рабство" (Гал 4:24) В противоположность этому Христос является Сыном в доме Бога (Евр 3:6); Он делает людей истинно свободными (Ин 8:35 и след) Во Христе нет больше рабов, как это было во времена Закона с его духом рабства (Рим 8:15); есть только чада, сыны Божьи(Гал 4:7), принявшие Духа усыновления (см Усыновление) Христос освободил людей, выкупив их дорогой ценой, и Павел предостерегает их от того, чтобы они вновь не стали "рабами человеков" (1Кор 7:23), не подверглись "игу рабства", те не подчинились порабощающей силе Закона (Гал 5:1)
III
Во всех библ оборотах речи словам "рабыня", "раба" соответствует форма муж рода этого слова В ВЗ "раба", "рабыня" - это зависимая от господина женщина (иноплеменница, Лев 25:44, или еврейка, Иер 34:9), в НЗ - тоже зависимая от к-л женщина (Лк 12:45; Деян 16:16, в Синод пер - "служанка") При обращении к высокопостав лицу женщина именовала себя его Р (Руфь 3:9; 1Цар 25:24; 2Цар 14:6), это относилось также к женам царей и правителей (3Цар 1:13) Кр того, слово "раба" отражает положение женщины пред лицом Бога (1Цар 1:11; Лк 1:38,48) См также Пс 115:7: "Я раб Твой и сын рабы Твоей"
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: