Пурим - это...
ПУРИМ (мн. ч. от иврит. "жребий", "судьба"; букв. — "жребии", "судьбы") — праздник в иудаизме, согласно библейской (см. Танах) Книге Эстер, или Эсфирь (в рус. традиции — Есфирь), учрежденный Мордехаем (Мардохеем) и Эстер в память о чудесном избавлении евреев в Персии от массового истребления, которое задумал первый министр персидского царя Ахашвероша (в рус. переводе — Артаксеркса; имеется в виду Хшаярше — Ксеркс; см. подробнее Эстер) — Ѓаман, или Аман: "И описал Мардохей эти происшествия и послал письма ко всем Иудеям, которые в областях царя Артаксеркса, к близким и к дальним, о том, чтобы они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его, как таких дней, в которые Иудеи сделались покойны от врагов своих, и как такого месяца, в который превратилась у них печаль в радость, и сетование — в день праздничный, — чтобы сделали их днями пиршества и веселия, посылая подарки друг другу и подаяния бедным. ...И чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды, в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их. ...чтоб они твердо наблюдали эти дни Пурим в свое время, какое уставил о них Мардохей Иудеянин и царица Есфирь..." (Есф 2:21—22, 28, 31; Синод. перевод; далее — СП). Как свидетельствуют девтероканонические Книги Маккавейские (см. Маккавеев Книги), в эпоху Хашмонаим, или Хасмонеев, П. назывался также Днем Мордехая (2 Мак 15:36).
Как поясняется в Книге Эстер (Есф 9:26), название праздника происходит от слова пур — "жребий", ибо нечестивый Аман несколько раз бросал жребий для того, чтобы назначить точный месяц еврейских погромов: "В первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса, бросали пур, то есть жребий, пред лицем Амана изо дня в день и из месяца в месяц, и пал жребий на двенадцатый месяц, то есть на месяц Адар" (Есф 3:7). Затем, после беседы с царем, когда тот, не очень задумываясь над тем, что он делает, подписывает заготовленный заранее его первым министром указ о поголовном истреблении иудеев, сам Аман определяет точно день начала погромов: "И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтоб убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин, в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить" (Есф 3:13). Таким образом, день начала предполагавшихся погромов — 13 Адара. Именно поэтому в иудейском религиозном календаре этот день отмечен как день поста — Пост Эстер, в напоминание о том, как Эстер постилась и молилась Богу, прежде чем принять нелегкое решение, связанное для нее со смертельным риском, — отправиться к царю с ходатайством о своем народе (см. Эстер). После окончания Поста Эстер, 14 Адара, празднуется П. Однако, согласно Книге Эстер, истребление врагов иудеев в столице Персии — Шушан (Сузы) продолжалось еще и 15 Адара, и в то время как евреи всей Персидской империи праздновали свое спасение уже 14 Адара, в Шушане победу смогли отпраздновать только 15 Адара (Есф 9:14—19). Поэтому далее сказано: "и назвали эти дни Пурим" (Есф 9:26). Исходя из этого, П. празднуется два дня — 14 и 15 Адара — в тех городах Эрец-Йисраэль (Страны Израиля), которые в древности (согласно традиции, — при Йеѓошуа бин Нуне, или Иисусе Навине; см. Пророки) были обнесены, как и Шушан, крепостной стеной (например, Тверия, Иерусалим). При этом праздник 15 Адара именуется Шушан П. В остальных местах Израиля, равно как и в странах диаспоры, П. празднуется один день — 14 Адара (по европейскому календарю — различные даты февраля — марта). В високосные годы по лунному еврейскому календарю, когда прибавляется дополнительный месяц — Адар шени ("второй адар"), П. празднуется именно в этом месяце, т. к., согласно Талмуду, именно в этом дополнительном месяце произошли события, описанные в Книге Эстер [Мегилла 6б — 7а; лишь караимы празднуют П. в високосный год в первом Адаре]. В таком случае 14 и 14 числа первого Адара именуются П. катан ("малый П."), и в них, в силу их праздничности по определению, запрещается поститься и произносить надгробные речи.
П. — праздник, связанный со стихией карнавала (несомненно, здесь проявилось влияние европейской карнавальной культуры эпохи Средневековья). Во многих общинах в эпоху Средневековья было принято назначать "пуримского раввина", который читает "пуримскую Тору" — веселые пародии на священные тексты. Из этой атмосферы карнавала родился пуримшпил (идиш — "пуримское представление"), исполняемый во время праздничной трапезы. Этот жанр становится особенно популярным и превращается в 18 в. в музыкально-драматич. представление с многочисленными ролями и текстом, иногда достигающим нескольких тысяч строк. Пуримшпил стал основой развития еврейского театра (особенно музыкального). Он продолжает жить и в современной традиции — скорее в виде "капустника" с включением современного материала и традиционными персонажами — праведником Мордехаем, красавицей Эстер, глупым Ахашвершем, злобным Аманом. Под влиянием европейского карнавала (особенно в Италии) возник обычай наряжаться в карнавальные костюмы (это с большой охотой делают, прежде всего, дети). В Израиле в П. проводятся традиционные карнавальные шествия, наиболее старинное из которых носит название адлояда ("пока не перестанет различать").
Особую интерпретацию П. получает в мистической традиции — в Каббале и хасидизме. П. рассматривается как проявление Божественного Провидения (см. Ѓанѓаха, Ѓашгаха пратит), "жребий" П. сравнивается со "жребием" в Йом-Киппур. Известный каббалист Й. Лурия утверждал, обыгрывая значение слов, что Йом-Киппур — это "День как Пурим". П. воспринимается как день великой радости и восхваления Божьих дел, но и напоминания о трагизме существования еврейского народа в диаспоре — существовании над бездной. Согласно мистической традиции, Аман (точнее, его предок Амалек) оживает в каждом поколении, являясь самым заклятым идейным врагом еврейского народа и не оставляя попыток его уничтожить (принято говорить об Аманах от Амалека до Гитлера и Сталина). Как пишет известный религиозный мыслитель 20 в. рабби Й. Д. Соловейчик, "для любого поколения евреев важно извлечь какие-то очень существенные уроки из Мегиллы, книги, отражающие изначальную уязвимость евреев". Одновременно Мегиллат Эстер, как и праздник П., напоминает, что перед лицом общей угрозы евреи ощущают себя сплоченным народом и могут постоять за себя и что — главное — Всевышний не оставляет Свой народ в самых тяжких для него испытаниях.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: