Психоаналитическая Характерология Абрахама - это...
Абрахам Карл (Abraham K., 1877-1925). Первый немецкий психоаналитик. Стажировался в качестве психиатра в клинике Блейлера (Bleuler E.); от него и его ассистента Юнга (Jung С. G.) узнал о психоанализе и заинтересовался им. С 1907 г. и до конца своих дней поддерживал тесные дружеские отношения с Фрейдом (Freud S.), оставаясь единственным учеником, с которым у Фрейда не было конфликтов личного или научного порядка. Основал в Берлине психоаналитический институт — первое в мире учебное заведение по подготовке психоаналитиков, где под его руководством получили образование такие видные ученые, как Дойч (Deutch H.), Кляйн (Klein М.), Радо (Rado S.), Хорни (Horney K.) и др. С 1914 г. президент Международной психоаналитической ассоциации. Короткая жизнь не позволила Абрахаму оставить после себя капитальные научные монографии, но его статьи поражают богатством развиваемых в них идей. Значителен вклад Абрахама в психоаналитическую характерологию. Он указал на важность относительной автономии оральных и анальных телесных функций ребенка в формировании здорового чувства собственной ценности. Нарушения этой автономии в процессе неадекватного воспитания вызывают глубокие переживания беспомощности и оставляют стойкие последствия в виде реактивных характерологических деформаций. Перу Абрахама принадлежит классическое описание анального типа характера, обозначаемого в психиатрии как обсессивный, с его стремлением к порядку, чувством малоценности себя и окружающих, склонностью к схематизации мышления, постоянной антиномией между возможностью совершения действия и обязанностью его выполнения, колебаниями между самоотдачей и самоутверждением, проблемами отношения к деньгам и собственности, потребностью коллекционирования, сексуальными отклонениями, в которых анальная зона играет особую роль, внешней подчиняемостью, за которой скрывается упрямство и отвергание. В описании орального типа характера Абрахам убедительно показал, что позитивный оральный опыт, приобретенный в ходе адекватного кормления, способствует формированию в последующем базисного чувства оптимизма, тогда как при неадекватном обращении в процессе кормления в структуру характера включается садистический компонент, проявляющийся в грудном возрасте в тенденции кусать сосок, а в последующей жизни в самых разнообразных формах враждебности к окружающим, отражаясь в том числе на выборе профессии и партнеров. В описании генитального характера, формирующегося по разрешении эдипова конфликта, Абрахам разделяет инфантильную фазу, для которой характерны постоянные колебания между любовью и ненавистью, привязанностью и отверганием, и так называемую постамбивалентную фазу зрелой генитальности, в которой человек демонстрирует способность к установлению стабильных межличностных отношений и постоянную обращенность к профессиональной деятельности. Абрахам — автор ряда пионерских работ по прикладному психоанализу в области культурологии. Поскольку многие художественные произведения основаны на сознательных и бессознательных фантазиях их создателей, Абрахам с успехом использовал технику психоаналитического толкования сновидений для раскрытии механизма формирования этих фантазий. Он показал, что многие мифы представляют собой коллективные фантазии народов. Подобно тому, как в индивидуальном сне проявляются желания, которые человек в бодрствующем состоянии у себя не признает, общие для многих людей желания могут найти свое отражение в народном мифе. Абрахам показывает общечеловеческий характер некоторых мифов, проводя интересные параллели между древнегреческим и индийским эпосом. Анализируя жизнь древнеегипетского царя Эхнатона (XIV в. до н. э.), Абрахам показал роль эдипова конфликта в его биографии. Ненависть к своему отцу и сильная любовь к матери, которую он перенес затем к жене Нефертити, сопровождались у него отверганием религиозных авторитетов и насаждением, вместо принятого тогда многобожества, преклонения перед единым абстрактным божеством «правда и справедливость», которое он представлял себе в женском образе солнца. Таким образом, Эхнатон оказался, по существу, основателем монотеизма, появившегося в иудаизме и христианстве лишь спустя несколько столетий. Делая анализ произведений какого-то отдельного автора, Абрахам признавал, что в этой «психологии искусства» речь идет не столько о самом произведении, сколько о его авторе, однако это не делает результат анализа менее интересным ни для психолога, ни для искусствоведа. Абрахам блестяще развивал теорию своего учителя. Ему принадлежит решающий вклад в создание системы подготовки психоаналитиков и в организацию международного психоаналитического движения.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: