Противоречие (диалектическое) - это...
- процесс взаимодействия противоположностей. Противоположности - взаимодополняющие стороны конкретного единства, имеющие взаимоисключающие направления изменения. Эти стороны (моменты) П. сосуществуют во взаимозависимости, взаимопроникновении и взаимоотражении. Различают внешние и внутренние, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные, частные и общие П.; выделяют также объективные П. в природе (притяжение - отталкивание, ассимиляция - диссимиляция и т. п.), объективно-субъективные П. в общественной жизни (производство - потребление, борьба социальных классов и др.) и мышлении людей (антиномии - противоречия, апории, дилеммы). Гегель определял П. как существенное различие явлений в рамках общего для них тождества (единства), а в рефлексии противоположностей он усматривал внутренний источник развития мира. Философы-марксисты рассматривают категорию П. центральной в диалектическом учении, поскольку она выражает существо закона единства борьбы противоположностей. Согласно теории диалектики, в П. - и единство, и борьба; П. неизбежны, без них нет развития мира и эволюции нашего познания. Противоположности взаимополагают друг друга и в целом ряде свойств совпадают между собой в силу того, что у них одна и та же сущность и они принадлежат общему для них целому. На определенных этапах развития П. между его сторонами устанавливается гармония. Однако равновесие противоположностей недолговечно, сменяется дисгармонией и конфликтом из-за стремления каждой противоположности взять верх. В процессе постоянного взаимозаменения и рефлексии стороны П. рано или поздно теряют свою относительную самостоятельность и субстратную определенность, сливаются в "третье" (новоекачество, эмерджент), внутри которого они обретают снятое (виртуальное, положенное) бытие. Появление нового качества как продукта отождествления противоположностей старого качества - кульминационный пункт развития П., когда П. диалектически разрешается, снимается, сохраняется как возможность. Идея П. как единства противоположностей сформировалась в VI - V вв. до н. э.: Лао-цзы мыслил Дао составленным полярностями ян и инь, а Гераклит возвел "борьбу" противоположностей в ранг всеобщего закона для всего сущего. Платон учил, что всеобщие понятия необходимо противоречивы и что истина достижима через сведение противоречащих сторон в единое и целое. Н. Кузанский и Дж. Бруно описали П. как картину проникновения противоположностей друг в друга, в результате чего П. оказывается внутренним соотношением пртивоположностей. Фихте усматривал в П. такое начало, из которого вытекают все определения теоретической системы и которое формулируется как "нечто равное и неравное себе". Гегель добавил, что П. - основа всякого движения, причина становления и гибели вещей. К. Маркс брал П. как специфическую сущность предмета. 3. M. Оруджев трактовал П. как внутреннеесодержание предмета, противоположности которого следует сталкивать между собой не прямо, а через опосредующие звенья. Ряд отечественных авторов отмечали также, что обычно П. существует в асимметричной форме, когда одна из его сторон доминирует, а другие стороны подчинены ведущей. Следует различать идею об имманентных объекту П. и идею непротиворечивого отражения этого объекта в сознании людей. Однако исследователи, вслед за Гегелем, верят, что истинной формой выражения объективного П. является конъюнкциятезиса и антитезиса ("Нечто движется и не движется, потому что такова суть реального движения") Другие философы, вслед за И. Кантом, рассматривают конъюнкцию тезиса и антитезиса только как фиксацию нашего незнания (антиномия - проблема), но вовсе не как истинное отображение реального П. Другой предмет для дискуссий - вопрос о том, следует ли сталкивать между собой стороны П. в одном и том же или в разных отношениях. Антиномисты-иррационалисты признают, что совпадение противоположностей открывается только интуицией. "Трагические диалектики" настаивают на принципиальной неразрешимости извечных антиномий. Д. В. Пивоваров
Поделиться: