Пророк - это...
I ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Греч слово профетес, к-рым в НЗ передается понятие пророк", означает "глашатай", "вещатель", причем довольно часто здесь подразумевается предсказатель будущего В ВЗ наряду с самым употребит в евр яз словом нави (возм, "вещатель", "глашатай", но скорее всего "призванный") иногда встречаются слова роэ (в Синод пер - "прозорливец", 1Цар 9:9; 1 Пар 9:22; 29:29), хозэ (в Синод, пер - "прозорливец", 2Цар 24:11; "провидец", Aм 7:12; оба эти слова содержат намек на способ восприятия откровений), а также просто "человек Божий" (1Цар 2:27 и след; 3 Цар 12:22) Но все эти слова не до конца раскрывают суть пророч служения
IIПРОРОК В ВЗ:
1) вряд ли можно говорить о едином образе П в ВЗ В истории Израиля П должен был возвещать народу Божью волю, "ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам 3:7)П надлежало предостерегать народ от греха, а также ободрять и утешать его Переломным моментом в истории пророч служения стало вавил пленение После него П (Аггей, Захария, Малахия) больше говорили о новых спасит деяниях Бога, хотя в их пророчествах присутствовали и слова о суде; перед пленом же П редко обращались к народу со словами ободрения Можно выделить несколько основных причин, побуждавших Бога направлять в мир Своих посланников Это:
а) искажение веры в Бога Израиля и смешение ее с чуждыми культами (см, напр, Иез 8:6 и след);
б) утрата израильтянами веры в своего Господа, когда это было связано с событиями политич жизни (напр, Ис 7:1-9);
в) отступление от Божьих заповедей, касающихся отношений к бедным (Ис 5:8; Мих 2:1 и след)
По поручению Господа П предостерегали израильтян от всех этих ошибок, призывая их обратиться к вере и повиноваться Богу Израиля (Иер 3:7; 4:1-4; Иоил 2:12) Они грозили Божьим судом в случае непослушания (Ам 4:6-13) То, П - это люди, к-рые, с одной стороны, ощущали живую связь Бога с Его народом, а с другой - знали о Божьих путях и о будущей судьбе Израиля П - это Божий дар Своему народу, предостерегающая совесть, через к-рую Бог общается с ним В пророч служении отразилось избрание Израиля (см Избрание, избранность, избирать), его особая роль среди других народов Предназначение П заключается именно в том, чтобы вновь и вновь - в словах милости и в словах гнева - высвечивать особую миссию Израиля как народа Божьего;
2) к числу П относятся авторы пророч книг (от Исаии до Малахии) и целый ряд др ветхозаветных П: см Авраам(Быт 20:7), см Моисей(Втор 18:15-18; 34:10), см Аарон(Исх 7:1), см Самуил(1Цар 3:20), см Гад (1Цар 22:5), см Нафан(2Цар 7:2), см Ахия(3Цар 11:29), см Самей(3Цар 12:22), см Иуй (3Цар 16:7; 2 Пар 19:2), см Илия и см Елисей, см Михей (3Цар 22:9), а также см Иоанн Креститель(Мф 3:7-11; ср 11:13) Упоминаются по именам и пророчицы: см Мариамь(Исх 15:20), см Девора(Суд 4:4), - Алдама (4Цар 22:14) (см Олдана) и см Анна(Лк 2:36); в Исв:3 под словом "пророчица" подразумевается жена Исаии;
3) известно, что во времена Самуила (1Цар 10:5,10; 19:20), Илии (4Цар 2:3,5,15) и Елисея (4Цар 4:38-41; 6:1) существовали тназ"школы П" - служение и тесное общение нескольких пророков Несколько таких групп, очевидно, объединялись вокруг Самуила (1Цар 19:20,24) или Елисея (4Цар 4:38), к-рые, по кр мере в отдельные периоды, руководили ими Через одного из таких "сынов пророческих" (3Цар 20:35 и след) Господь говорил с Ахавом; но во многих случаях такое "пророчество", хотя и исходило от изливавшегося на П Духа Божьего, видимо, все же не бьио прямым и ясным (1Цар 10:10; 19:20-24);
4) подобных П собирал Ахав(3Цар 22:6; ср ст 22 и след, где эти П названы "его пророками"), а позднее они нередко упоминаются наряду со священниками как профессиональные П при святилище(Ис 28:7; Иер 6:13; 8:1; 14:18; 23:11) Они пророчествовали за плату (Мих 3:5,11), что в народе обычно считалось делом естественным (1Цар 9:7 и след; 3 Цар 13:7 и след; 4 Цар 8:8 и след),но против подобной деят-сти восставали П Господа Истинные Божьи П, напр Амос(Ам 7:14) и Михей (Мих 3:5-8), решит отмежевывались от профессиональных П, к-рые, со своей стороны, были злейшими врагами Божьих П, и в часта, пр Иеремии (Иер 18:18) Если истинные П Господа были зависимы только от Бога, то лжепророки, заботясь о своем благополучии, возвещали лишь то, что хотела слышать толпа (Иер 5:31) Они активно вмешивались в политику (Иер 6:14; 8:11; Иез 13:10,16), внушая народу ложные надежды (Иер 14:13-16; 23:17,25-27,32; 27:10,14 и след; Иез 13) Они не были посланы Богом (Иер 23:21), и хотя этих П посещали видения и сны, их пророчества все же были ложными (Иер 14:14;23:25-27; Иез 13:6 и след; 22:28); именно поэтому их постиг Божий суд (Иер 23:30-32; Мих 3:6) Однако иногда Бог использовал лжепророков, чтобы с их помощью ослепить царя и народ, вставших на путь непослушания (3Цар 22:22 и след);
5) суть пророч служения легче всего понять на примере тех П, чьи пророчества дошли до нас в письм виде Знаменат, что в начале пророч служения каждого П стоит его призвание Богом и получение от Него пророч силы (Ис 6; Иер 1; Иез 1-3; Ам 7:15; Иона 1:1 и след); Бог также дает П опред поручение Призвания, к-рые очень разнятся между собой, помогают понять весть, сообщаемую каждым из П С момента призвания П становился "рабом Божиим" (Иер 7:25);
Сам Бог направлял и наставлял его во всем, в тч и в вопросах личной жизни Так, Он предписал Осии и Исаии вступить в брак, дал имена их детям (Ос 1; Ис 8:1-4) Если полученное от Бога поручение противоречило собств устремлениям П, это могло вызвать в его душе острый внутр конфликт (Иер 20:7 и след; Ос 1) Для народа Израиля П - это полномочный посланник Бога Поскольку служение П - это служение стража (Иез 3:17; 33:7), а его слово - это предостережение от греха, обличение греха (Ис 1:2 и след; Иер 7; Ос 4:1 и след) и возвещение суда (Ис 5:1 и след; Ам 2:4 и след), то он оказывается во многом противопоставленным своему народу, а потому- одиноким (Иер 1:17 и след) В результате П живет в страшном напряжении, оказавшись между Божьим поручением и всем тем, что связывает его с его народом Такое положение посредника характеризует сущность служения П Оно близко к служению священника, но никогда не было и не должно было быть офиц должностью, - а когда это происходило, мельчало и скатывалось к ложному пророчеству Всякий раз в особо сложные ист периоды Бог воздвигал для Своего народа нового П
III ПРОРОЧЕСКОЕ СЛОВО В ВЗ:
1) слова П всегда строго связаны с теми историч моментами, в контексте которых они произносятся (Агг) Это нисколько не умаляет их актуальности для нашего времени, но не позволяет утверждать, что все П возвещали одну и ту же весть Каждый П должен передать людям врученное ему Богом особое послание Тем не менее существует несколько центральных понятий, вокруг к-рых кристаллизуется пророч слово;
2) дабы указать на имеющиеся у них полномочия говорить от имени Бога, П нередко начинали свою речь словами "так говорит Господь" (еярнеум яхве, "речение Яхве"; Ис 1:24;Иер 29:11 и др);
3) во многих случаях весть П - это призыв к обращению (см Обращение, обратить, обратиться) от греха и к послушанию Богу (Иез 3:19) С призывом к обращению связана и угроза суда Только послушание и обращение позволяют Израилю избежать Божьего гнева Орудием суда Божьего могут быть язычники: ассирийцы, вавилоняне или соседние с Израилем народы (Ис 7:1 и след; 9:8 и след; Иер 21:4 и след; 28) Ист катастрофы - это не что иное, как исполнение Божьего суда над Его народом Задача П состоит в том, чтобы раскрыть духовную сторону этих событий (Иер 27:12 и след; ср, однако, Ис 44:24 - 45:7);
4) пророч слово обращено к будущему Оно всегда говорит о Божьих деяниях, совершаемых Господом для Его народа и через Его народ Несмотря на грехи людей Бог хранит верность Своему народу и избавляет его от греха Своим новым творением Поэтому в пророч речах все более явственное звучание приобретает весть о Том, Кто положит новое начало всему, о Мессии (см Остаток; ср ниже, 111,8) Так П становятся живым доказат-вом верности Бога и предвестниками событий, связанных с приходом Мессии;
5) Божье послание может быть передано по-разному: через краткий призыв, через песнь (Ис 5:1 и след) или произнесенную речь (Иер 7:1 и след); слово Бога может быть передано прямо (Ам 7:16; Агг 2:2 и след) или через символич действие (Ис 20; Иер 28; 32; Ос 4-12) Нередко П получают Божье откровение в видениях (Зах 1-6; см также Иез), но чаще передаваемая Богом весть излагается после вступит, слов П: "И было ко мне слово Господа"; сведений же о способе восприятия откровения в Библии нет (см Пророчество, II) Письм изложение всегда вторично (Иер 36), оно лишь "протоколирует" действия пророка;
6) впророч слове явной становится и "всеобщность" Бога Слово П обращено не только к народу Израиля, это может быть и послание к другим народам, возвещающее порой Божий суд (Ис 13-23; Иер 46 и след;Иез 25-32; Ам 1:3 - 2:3) Божьи деяния не ограничиваются Израилем, но все они в конечном счете совершаются ради него;
7) пророч слово требует от людей веры и вынуждает их к принятию решения Это явствует из противопоставления лжепророков и П истинных (Иер 28) Нет внешних признаков, по к-рым можно отличить верное слово от ложного Верное пророчество подтверждается исполнением (Иер 28:9), а ложное раскрывается разоблачением (Втор 18:22);
8) пророч слово, независимо от времени, когда оно было сказано, указывает на Божье новое начало, на Иисуса Христа (Ис 9:6 и след; 11:1 и след; 53; Иер 23:5 и след; Зах 9:9) То, так или иначе все П говорили об одном - о Божьем Новом Завете (Иер 32:32 и след)
IV НЗ И ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРОРОКИ
НЗ видит в Иисусе окончат, исполнение пророч слова, завершение Божьего откровения, для передачи к-рого и призваны П (Евр 1:1 и след) Евангелисты расценивали события, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, как исполнение слов П (Мф 2:5 и след; 3:3; 21:4 и след; Рим 14:9-11) В 1Пет 1:10-12 новозаветный взгляд на П представлен наиб полно Иисус предстает здесь как некогда сокровенная, а теперь явленная миру Личность, о Которой провозвещали все П
V ПРОРОКИ В НЗ
Пророч служение существует и в НЗ Как церк служители, новозаветные П упоминаются сразу вслед за апостолами Кор 12:28; Еф 4:11), вместе с к-ры-ми (ср 1 Кор 14:37; 2 Пет 3:2) они составляют основу Церкви (Еф 2:20; 3:5) Как в ВЗ слово П служило дополнением к Закону (4Цар 17:13), так и в НЗ учение апостолов (Деян 2:42; см Евангелие от Матфея, 1,2) дополняется посылаемым через П откровением Божьей воли, к-рое касается либо данного момента (Деян 21:10-14), либо будущих событий (Деян 11:28) Целью пророч служения всегда было укрепление Церкви (Деян 15:32), достижение ею совершенства (Еф 4:11-16)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: