Пророчество, Пророчествовать - это...
I
Под П Библия понимает см Откровение, данное человеку посредством Духа Божьего В НЗ П причислено к дарам Духа (см Дар, дарование ), о к-рых должны "ревновать" все верующие (1Кор 14:1,5,39) Хотя "орудием" П Всегда является человек, верующие с уверенностью принимают откровение как слово Бога, что позволяет им утверждать: "Дух Святой сказал" (Деян 13:2), "Дух Святой свидетельствует" (Деян 20:23) или "Дух говорит церквам" (Откр 2:29) Речь идет о Божьих откровениях, к-рые невозможно постичь человеч разумом (ср 2 Пет 1:20 и след) И тем не менее П - это осмысленное, упорядоченное слово (1Кор 14:32) Если в ВЗ пророч даром наделены только пророки, то в НЗ Дух П обещан всем (Иоил 2:28;Деян 2:16-18;21:9; 1 Кор 12-14) Ср, однако, особое служение см Пророка (V)
II
Пророч речь может быть основана на прямом словесном откровении Бога (см Иер 1:7,11,19; Зах 1:1 и след) Но часто Бог посылал пророкам сны и видения (Быт 46:2; Чис 12:6; Дан 1:17; 2:19; 7:1; Зах 1:7 и след; Иоил 2:28), иногда сопровождаемые пояснениями (3Цар 22:19-33; Пс 88:20; Ис 1:1; Иер 1:11-19; Иез 37:1-14; Aм 7:1-9; 8:1-3; Деян 10:10-16), к-рые надлежало пересказать народу; иногда Бог, повелевая пророкам совершить то или иное символич действие, пояснял им его смысл (Ис 20:2 и след; Иер 27:2 и след; Иез 12:3-7; Ос 1:2-9) или приказывал записать опред сообщение (Ис 8:1; 30:8; Иер 29:1; 30:2), как это было при передаче см Закона Моисею (Исх 24:4; 34:27) В ВЗ передача пророч вести осуществлялась пророками в различных формах, известных и привычных народу, напр в притче (Иез 17:2-10), плаче об умерших (Ис 14:4-23; Ам 5:1 и след), хвалебных песнопениях (Ис 42:10-17; 44:23), скорбных песнопениях - плачах (Иер 14:2-6), паломнич песнопениях (Ис 2:2-4), насмешливых песнях (Ис 23:7-10,15 и след),в форме обвинений и угроз (Ис 1:2-4; Ам 1:3 - 2:16)
III
П распространяется на прошлое, настоящее и будущее Пророч свет позволяет увидеть события давно прошедших времен (Иез 20:4-28); как пророч прозрение, в к-ром отразилось прошлое, вероятно, следует понимать и рассказ о сотворении мира в Быт 1 Актуальность П, его непреходящее значение состоит в том, что оно раскрывает внутр жизнь человека (1Кор 14:24 и след), позволяет заглянуть в сердце ближнему (ср Мф 16:17;Мк 2:8; Ин4:17-19; Деян 5:1-4), способствует распознанию духов (1Ин 4:1 и след) Главная же сфера П - это будущее, что подтверждается не только исполнившимися в Новом Завете ветхозаветными предсказаниями, но и самим Новым Заветом (Деян 11:27 и след; 20:23; 21:10 и след; Откр 1:1) "Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам 3:7; ср Ис 42:9; 46:10); так, пророки заранее предвидели и предвещали дарование Евангелия (Рим 1:1 и след; 1 Пет 1:10-12)
IV
Предназначение П состоит в том, чтобы давать верующим конкретные указания, какие действия нужно совершать в данный момент и какие решения, соотв Божьей воле, принять (см Ин 16:13 и след; Еф 1:17)Павел писал, что цель П - это назидание, увещевание, утешение Церкви (1Кор 14:3,31) Но П имеет свои границы: человек способен познавать и передавать лишь частицу полной истины Божьей (ср 1Кор 13:9); П Никогда не входит в противоречие с верой (ср Рим 12:6 и след) П - это каждый раз указание пути, Господь может заменять одно П другим или отменять его (1Кор 14:30) П никогда не подкрепляется к-л доказат-вами, оно воспринимается верующими как Божье откровение Опасность исходит от лжепророков, подражающих пророкам истинным; поэтому духов надлежит испытывать (1Ин 4:1 -3; ср 1 Кор 12:3), а всякое П проверять на истинность (1Кор 14:29) Ал Павел видит в П такой дар, к-рым мог бы обладать каждый член церкви (1Кор 14:1,5,39) П - это знамение Для верующих (ст 22), оно служит назиданию, увещеванию, утешению и поучению общины (ст 3,31) Назначение на определ cлужение (см Служение, служба, служить) или на должность часто происходило также на основании П (1Тим 1:18; 4:14)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: