Прокл - это...
ПРОКЛ, по прозванию Диадох, те "преемник" (410-485) - греческий философ-неоплатоник Родился в Константинополе, в 20 лет переехал в Афины Учился в Александрии у грамматика Ориона, потомка египетского жреческого рода; математике - у Герона; ученик неоплатоника Плутарха и его дочери Асклепигении, по преданию посвятившей П в тайные учения Путешествовал по Азии, где, по словам биографа Марина, "не упустил знакомства с таинствами, древнейшие уставы которых еще блюлись в Азии" В 437 стал преемником учителя Сириана, руководил платоновской Академией Аскет, пифагореец по образу жизни, не был женат, соблюдал посты по египетской религии и культу Кибелы, очищался священнодействиями в честь Матери Богов Почитал орфические стихи, пророчества халдейских оракулов Из нескольких тысяч страниц литературно-философского наследия П многие остаются малоисследованными Основные труды: "Элементы теологии" (211 тезисов системы неоплатонизма), "О богословии Платона", комментарии к 12 диалогам Платона, "О промысле, судьбе и о том, что в нас", "Орфическая теология", "Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами", "Об ипостасях зла", комментарии к "Элементам" Эвклида (единственный сохранившийся труд по истории математики в древней Греции до Эвклида) и др Философия П основана на неоплатонических воззрениях Согласно П, над всем существует Единое Первоначало, Божество как превосходящее всякое понятие и определение Сверхсущее и Неизреченное (общая идея для восточной мистики и эзотерических учений) Начало мира составляют "три ипостаси" - Единое или Благо, Ум и Мировая Душа (ср у Платона, Плотина) Развитие мира происходит по закону триад: все существа, группы и иерархии существ проходят три ступени жизни: 1) пребывание в Едином и в единстве с Ним, это - жизнь в Неделимом Начале, Отце, Потенции; 2) выступление из себя, эманация и дифференциация, переход во множество, это жизнь в Матери, Женском Начале, Силе, энергии; 3) возвращение к себе, возведение расторгнутого множества в единство, синтез (Похожая тройственная схема применялась Гегелем в его диалектической философии Абсолютного духа) Космогония П строится на движении (эманации и эволюции) иерархического универсума: трех ипостасей в единстве - Единого, Ума и Мировой Души В Едином пребывают сверхсущие единицы - божественные существа - в гармонии и абсолютном единстве Единое порождает Ум, в котором развиваются триады сущих умов Они составляют умопостигаемый мир (мир идей, мыслей, первообразов) Мифологическая философия Ума у П основана на мистике божественных чисел, греческой мифологии и теогонии Ум эманирует в Мировую Душу Мировая Душа связывает умопостигаемый мир с чувственным и расчленяется на множество иерархически расположенных существ: божественных, демонических, астральных, животных, человеческих Они соединяются с материальным миром, в котором проходят процессы совершенствования По П, причина зла не в материи, а в отвращении человека от умопостигаемого мира (мира высоких мыслей) и привязанности к чувственным предметам П признает древнее учение индусов, египтян и греков о переселении душ, но не допускает переселения человеческих душ в животные тела Задача человека - познать высшую силу души, которая находится выше ума и способна к восприятию абсолютно-единого, те того, что выше всемирного Ума (ср Атман в индуизме, "огненное зерно" в Агни-Йоге) П называет эту высшую силу "цветом нашей сущности", "тем единым в душе, что лучше и ума в ней" Последняя цель человека - мистическое слияние с Божеством Оно происходит через действие трансцендентальной силы души, которое П называет мистическим энтузиазмом или священным безумием Человек готовит себя к восприятию ее духовной практикой самосовершенствования П выделяет три главных принципа нравственной жизни: 1) чистая любовь (ср Эрос у Платона); 2) умозрительное познание истины (созерцание); 3) дела веры и благочестивые упражнения - молитвы, жертвоприношения и теургия с применением музыки и поэзии (ср в школах Пифагора, поэзия у Ауробиндо Гхоша) Крупнейшие последователи П - Николай Кузан-ский (Запад), Иоанэ Петрици (Восток) Философско-религиозное учение П - одна из крупнейших попыток в античной истории философии свести всю совокупность религиозных, научных знаний в одну завершенную систему Оказал существенное влияние на становление монотеизма (см ХРИСТИАНСТВО)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: