Прогресс - это...
ПРОГРЕСС - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей О П можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам Понятие П соотносительно понятию регресса - такому направлению развития, для которого характерны явления деградации, снижения уровня организации, сужение поля возможностей Применительно к истории человечества П традиционалист-ски трактовался как социальный П Представления об определенной направленности социальных изменений идут из глубокой древности Античные авторы приходят к выводу о наличии только умственного П; в нравственном отношении человечество регрессирует (Сенека), в социально-политическом - имеет место постоянный циклический круговорот (Платон, Аристотель) Идею П как движения к некоему будущему совершенству привносит христианство, что, в частности, свидетельствует о религиозной составляющей теорий П, всегда (в основном неявно) в них присутствующей Христианство формулирует идею нравственного П, опирающегося на свободный выбор личности При этом достижение совершенства (спасения) выносится за пределы истории, когда в результате эсхатологической катастрофы наступит Царство Божие Выдвигалась, правда, и другая концепция (хилиазм), утверждавшая возможность светлого конца истории (Тысячелетнего Царства Христова) уже здесь, на земле Именно эта идея оказала ключевое влияние на множество последующих концепций П В 18 в формулируется светская версия идеи П На основе успехов естествознания в его механистической форме, утверждавших единство эволюцио-низируюшего мира, а также единство исторического процесса (Вико, Гердер), мыслители этого столетия (Тюрго, Кон-дорсе, Кант и др) приходят (в духе фаталистического оптимизма) к выводу о неизбежности бесконечного, исключающего какой-либо регресс, совершенствования общества на основе торжества научного метода, разума, просвещения, которые приведут к идеальному обществу и идеальному человеку Мыслители 19 в обращают внимание на подчеркнутую еще Руссо противоречивость П и стремятся дать научное обоснование путей и этапов прогрессивной эволюции, включающей в качестве необходимого элемента и регрессивные изменения Тобр, было снято отождествление П и эволюции При этом неизменной осталась идея о грядущем торжестве разумно устроенного общества: либо это самопознание абсолютного духа, воплотившегося в своей истине в идеальном государстве (Гегель); либо это торжество науки и положительной философии в конечной гармонической индустриальной стадии эволюции (Сен-Симон, Конт); либо это закономерное движение от одной общественно-экономической формации к другой, когда в результате неизбежной пролетарской революции завершается предыстория человечества ("царство необходимости") и начинается его история ("царство свободы") в форме планомерно организованного коммунистического общества (Маркс) Иными словами все теории П 18-19 вв исходят (в духе хилиазма) из веры в возможность "земного рая", высказывая убеждение (особенно теории 19 в), что человечество уже приближается к заключительной стадии своего существования и что известна та истина, которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории А поскольку научно доказать это было невозможно, то теории П приняли форму светской религии спасения через имеющее абсолютный характер общественное начало Совершенное состояние мыслилось как прерывание истории чудесным образом, причем чудо это трактовалось как всецелое и всеобщее Социальные процессы 19 и особенно 20 в обнаружили явное несоответствие реальности разнообразным оптимистическим версиям П, в том числе и их новейшей технократической интерпретации Оказалось, что прогрессивные изменения в одних измерениях сопровождаются регрессом в других, что сведение П к любому одному аспекту деструктивно для системы в целом, ведет к деградации общества и человека Обсуждение проблемы цены П привело к широкому распространению идущего от Ницше и др умонастроения "разочарования" в П, рассматривающего историю как упадок и регресс, а саму идею П как суеверие Современная социальная мысль отказывается от идеи совершенного общества, которое якобы преодолеет трагизм и страдания человека, подчеркивает необходимость выявления личностного смысла П, который не может быть сведен только к изменению социальных форм, вера в однозначную спасительность которых безответственна Причины кризиса идеи П - в сути самой индустриальной эпохи, ее неуемного стремления к обладанию, абсолютной свободе и безбрежному счастью, что ведет к росту агрессивности и насилия по отношению к природе и человеку Одновременно это и кризис классического рационализма Иными словами, необходим отказ от мысли, что возможна такая идея, которая откроет абсолютную форму жизни, и от надежды, что когда-нибудь такой счастливый эпилог исторической драмы будет достигнутп в истории должен быть понят не как достижение земного рая, а как постоянное стремление к вечному идеалу, как неустанные попытки его осуществления в повседневности (Бердяев, Ортега-и-Гассет, Фромм, Новгородцев и др) Особую сложность представляет проблема критериев общественного П В истории социальной мысли при всех частных нюансах можно выявить два пути решения проблемы в зависимости от того, какое начало считается исходным - общество или личность В первом случае критерием П признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека В качестве ключевого, а иногда и единственного условия этого рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического П (Гегель, Конт, Маркс, Спенсер, Ростоу и др) При втором подходе критерий П усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья и благоденствия, в социальном самочувствии и цельности личности, степени ее индивидуализации (Михайловский, Сорокин, Фромм и др) Исторический опыт показывает, что вторая позиция более реалистична и одновременно универсальна и гуманистична, ибо, признавая несомненную проблематичность человеческого существования, она обосновывает идею, что мир личности шире и глубже любой общественности, он бесконечен, а потому не "обетованная земля", а непреклонная личность - последняя опора социума, чем утверждается подлинное бытие индивида в форме его внутренней созидательной активности Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий П Однако при этом возникает вопрос о "единице" измерения счастья и свободы личности, о способах ее связи с интересами целого, особенно в свете широко распространенных идеологем, что одни поколения должны страдать, чтобы обеспечить счастье других За этой проблемой скрыт спор абсолютного индивидуализма (Ницше) и абсолютного коллективизма (марксизм) Решение проблемы может быть следующим: "Свободная личность - вот основание для построения общественного идеала, но личность, не отрешенная от связи с другими, а носящая в себе сознание общего закона и подчиняющая себя высшему идеалу" (Новгородцев) Основой этого является абсолютный идеал добра (утверждение безусловного нравственного достоинства личности), воплощенный в системе абсолютных ценностей Этот идеал имеет внеопытное происхождение и удостоверяется только верой, но исторический опыт (особенно 20 в) показывает, что отказ от него и абсолютизация каких-либо относительных ценностей неминуемо ведут к социальному регрессу Поэтому для спасения цивилизации, для ее подлинного П необходим новый гуманизм, человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Бердяев, Фромм, А Печчеи, Ясперс и др) Современное понимание П отвергает идею неумолимости П в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе "есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш", не считая этот мир окончательным Социальный процесс включает различные тенденции, выбор которых в качестве прогрессивных (желательных) зависит от людей, а не изначально задан Для понимания тенденций важны не столько описания будущего, сколько широкая социальная информация об опасностях настоящего, что позволяет людям делать правильный выбор Иначе говоря, П может быть понят как единство относительного и абсолютного: эволюция относительных явлений бесконечна и разнонаправленна, но на каждой ступени этого процесса осуществляется абсолютное, что и может быть признано за закон социального П (Новгородцев, Булгаков) История не выстраивается в прямую линию, это совокупность множества ситуаций и форм, обязывающая признать единственной подлинной социальной реальностью живую человеческую личность, через которую должны быть осуществлены идеальные требования
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: