Проблематизация - это...

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ - формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении П определяется через трактовку смысла и функции проблемы в деятельности и мышлении Терминпроблема (в данном контексте) употребляется как минимум в трех смысловых значениях: 1) как препятствие в деятельности, непреодолимое наличными и известными деятелю средствами и методами Собственно проблема в этом смысле характеризует не само препятствие, а отношение деятеля к препятствию (она есть субъективное отношение к препятствиям при достижении целей) В такой субъективной трактовке проблема может восприниматься как вызов, требующий ответа, усилия, подвига или изобретения Для того, чтобы препятствие в деятельности стало проблемой, кроме субъективного восприятия его как вызова необходима соответствующая эпистемическая ситуация, в которой возможно решение проблемы Например, выражение "летательный аппарат тяжелее воздуха" обретает откровенный характер вызова для инженерного мышления и творчества в период после изобретения воздушного шара, когда искусственный полет человека в принципе возможен, но на аппаратах легче воздуха, с одной стороны, и при наличии знаний аэродинамики и баллистики - с другой 2) как "ученое незнание" или знание о незнании Со времен Николая Кузанского очерчивание в знании зоны незнания широко используется как мотивирующий прием в организации исследований Все географические знания получены экспедициями, направляемыми в те места земного шара, которые помечены "белыми пятнами" на его модели - глобусе Аналогичную функцию выполняли сочинения типа "Мировых загадок" Геккеля, даже если они выражались в форме - "не знаем и никогда не узнаем", как у П Дюбуа-Раймона 3) как столкновение двух внутренне непротиворечивых знаний об одном и том же Самым древним и классическим примером проблемы этого типа являются некоторые античные апории В апориях элеатов упор делался на противоположности рассудочного вывода из данных чувственного опыта: "Стрела", "Ахиллес и черепаха" и др (У поздних софистов и в рамках Мегарской школы (см СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ) более популярными стали иные, формально-номинативные парадоксы: "Лжец", "Брадобрей", "Лысый", или грамматические ловушки, например, "Рогатый", где не соблюдается закон тождества, хотя это может быть незаметным на некотором этапе развития логики) Функция проблем этого типа в развитии знания описывается схемой: тезис - антитезис - синтезис Понятно, что проблемы второго и третьего типа сами могут становиться препятствиями в деятельности, особенно, если это деятельность, ориентированная на познание Тогда логические парадоксы и "ученое незнание" (Николай Кузан-ский) сами становятся вызовом, а проблема - объектом пересечения логики, онтологии и этики Основная трудность проблем и П состоит в том, чтобы тезис и антитезис относились к одному и тому же объекту В противном случае получается просто паралогизм или логическая ошибка - нарушение закона тождества Поэтому нельзя представлять П просто как оппозицию двух логических суждений, это только форма выражения проблемы В П противопоставляются типы и формы знания, способы и методы доказательства и обоснования Для античности было актуальным противопоставление застывшего традиционного знания и обычая, с одной стороны, и динамичного полисного политического знания, с другой, чувственного обоснования знания обывателя и противоположного ему рассудочно-абстрактного обоснования и доказательства софиста или философа Схоласты пытались добиться согласования "двух истин": истины откровения (теология) и истин разума и здравого смысла (философия и практическая жизнь) Для методологов науки Нового времени (Галилей, Ф Бэкон, Декарт) принципиальное значение приобрела оппозиция дедуктивного вывода и индуктивного экспериментального доказательства (рационализм и эмпиризм) Кант специально останавливается на проблемах чистого разума - антиномиях, а Гегель формулирует для работы с ними законы "единства и борьбы противоположностей" и "отрицания отрицания" После Канта и Гегеля к П перестали относиться как к предмету философских спекуляций Проблемы стали материалом и содержанием методологической рефлексии Различные направления методологии разрабатывали техники П и определяли разные функции проблем в структуре метода Предлагалось даже выделение исследований проблемы в специальную дисциплину - апоретику (Н Гартман) В 19 в остро стояла проблема применимости естественнонаучного метода в гуманитарных исследованиях, а в 20 - актуализировалась оппозиция натуралистического и деятельностного подходов в науке, инженерии и гуманитарной практике Итак, П может быть представлена как организованность трех действительностей: критико-онтоло-гической (отнесение тезиса и антитезиса к объему, причем одному), логико-технической (форма выражения и техники П) и этической (субъективация вызова, прагматический мотив поведения и деятельности) Так, например, Галилею при сравнении двух утверждений "ускорение свободного падения зависит от массы тела" и "ускорение свободного падения - константа" пришлось провести онтологическую критику и показать, что эти утверждения относятся к разным объектам: к падению тел в воздухе и к падению теп в идеальной пустоте Затем ему пришлось отказаться от формально-логических рассуждений Аристотеля и воспользоваться формой представления движения, предложенной Николаем Оре-мом Кроме того, ему пришлось принять вызов и набраться смелости для противостояния авторитету Аристотеля Таким образом, проблема может быть понята только как историческое явление или как организованность в исторической практике Как триединство онтологии, логики и этики она может быть решена, диалектически снята в синтезисе, или она может утратить актуальность, после чего в культуре сохраняется только логическая форма выражения проблемы, которая уже ни для кого не способна стать вызовом Кроме того, могут измениться объектные представления (идеальная пустота Галилея и торричелева пустота, эмпирически открытая много лет спустя), может измениться научная парадигма А если мотивирующий заряд проблемы сохраняется для философа иной эпохи (например, апория "Лжец" для Рассела), то выражается она уже в иных знаках, логиках и языках В истории философии и науки проблемы имеют самостоятельное значение независимо от их решения Например, как аргумент в критике - парадокс "третьего человека", сформулированный Аристотелем в "Метафизике" для критики платоновского мира идей; как тема философствования или предмет многолетней дискуссии - проблема универсалий в средневековой философии, или психофизическая проблема в физиологии и психологии 19 в и тд; как инструмент фальсификации научной теории (Поппер) - проблема свободного падения тел, сформулированная Галилеем для фальсификации представлений Аристотеля, или почти аналогичная галилеевской проблема неаддитивности света, возникшая в классической физике после эксперимента Майкель-сона-Морли


Поделиться:

Реклама