Проблема - это...
ПРОБЛЕМА (греч problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением П Разрешение всякой П можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска Цель П достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения Тем самым П преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий Возникновение П детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей Благодаря ценностным установкам в П вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающая и разрешающая информация для ведения стратегии и тактики его выработки Вместе с тем, условия, необходимые для возникновения П, не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения В процессе вызревания П многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые Вместе с тем, противоречия познания и П - не тождественные понятия Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижения П Кроме того, противоречие вызывает постановку П лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных П, необходимо сопутствующих творчеству Критерии отделения могут быть подразделены на два класса - в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию П К важнейшим критериям формального характера относятся соблюдение правил языка, применяемого для формулирования П Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели Предпосылки формулирования действительных П должны: а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: