Причащение - это...
ПРИЧАЩЕНИЕ — главнейшее из христианских таинств, установленное самим Иисусом Христом [см.] (Матф 26:26—28; Мар 14:22—24; Лук 22:19—20; 1 Кор 11:23—25). Согласно изложению Н. И. Барсова, к П. допускаются в Православной Церкви все ее члены после должного приготовления постом и покаянием. Православная Церковь преподает таинство П. и младенцам (причащая их одною кровью Иисуса Христа). П., по учению Церкви, делает причастников христоносцами, участниками божеского естества; оно способствует укреплению христианина в нравственной жизни, оживляет душу, освящает, соделывает твердыми в подвигах добра. Православная Церковь учит, что тело и кровь Христовы, вкушаемые верными, есть в то же время умилостивительная жертва, приносимая Богу за живых и умерших. Эта жертва совершенно тождественна с жертвою крестной, отличаясь от нее лишь по образу и обстоятельствам жертвоприношения. Относительно совершения таинства П. существует обширное законодательство Древней Церкви, а также и новые правила. Во весь апостольский век (см. Апостол, Двенадцать апостолов) литургия совершалась ежедневно, и все присутствовавшие обязательно причащались за каждой литургией (правило 2-го Антиохийского Собора 341). По 50-му правилу Карфагенского Собора П. должно происходить до принятия пищи. В древности причащались отдельно тела Христова, которое священник давал причащающемуся на руки, сложенные крестообразно, и св. крови, которую давали вкушать из общей чаши диаконы. Неизвестно с точностью, с какого времена стали причащать лжицей вместе тела и крови Христовых. Во времена Трулльского Собора было еще раздельное П. За П. брать плату было запрещено 23-м правилом 6-го Вселенского Собора. В древнейшие времена П. предшествовало преломление евхаристического хлеба по примеру преломления хлеба, данному Иисусом Христом на Тайной Вечере. В одних Церквах преломление следовало непосредственно за освящением даров (у греков), в других — совершалось непосредственно перед раздачей их причащающимся. На Западе каждый хлеб делился на три части, у греков — на четыре. В других местах на Востоке хлеб преломлялся дважды: сразу после освящения даров — на три части и перед П. — каждая из трех частей раздроблялась на мельчайшие части. После возгласа "святая святым" подходили к П. епископ, за ним — пресвитеры, остальной клир, аскеты, женщины — диакониссы, девы, вдовы, дети, наконец, все прочие присутствовавшие. Из "Постановлений апостольских" видно, что раздавал П. сам епископ, но, по словам Юстина, в его время епископ совершал лишь освящение даров, а раздаяние даров было делом дьяконов. В последующее время епископ и пресвитеры раздавали св. хлеб, а чашу с вином подавали причащающимся дьяконы.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: