Православная мирология - это...
ПРАВОСЛАВНАЯ МИРОЛОГИЯ — концепция войны и мира, занимающая важное место в учении Русской Православной Церкви (см.; далее — РПЦ). Имея строго очерченный круг чисто богословских проблем, Церковь не может оставить без внимания и наиболее острые проблемы современного развития цивилизации. К таким проблемам идеологи РПЦ относят, прежде всего, ответственность Церкви за "сохранение жизни и всего существующего на земле", "за упрочение мира", "за будущее человечества" и др. В 1970-х произошел пересмотр традиционных воззрений РПЦ на проблему войны и мира, что позднее приобрело черты вполне самостоятельной религиозной концепции.
Учитывая кардинальное изменение соотношения политических сил на мировой арене после Второй мировой войны, РПЦ активно включилась в движение миролюбивых сил и пропаганду мира между народами. Уже в 1948 идеологи РПЦ начали активную разработку новых социальных проблем международной жизни. В 1950-х они приступили к модернизации православной этики, пытаясь выработать новое религиозное понимание проблем войны и мира, бедности, справедливости, социальной революции и др. В 1960-х можно было говорить уже о том, что РПЦ заняла позиции "коммунистического христианства". Эта позиция была обусловлена стремлением Церкви наилучшим образом "вписаться" в реальное социалистическое общество. Своеобразным итогом этого процесса стало и активное включение РПЦ в 1961 в экуменическое движение, что, по сути, позволило ей выйти на международную арену.
Существование РПЦ в советском обществе обусловило признание ее идеологами правомерности социалистического переустройства мира и их позитивную оценку норм и принципов коммунистической морали. Провозгласив тезис о том, что социалистические идеи "наилучшим образом отвечают христианским идеалам", православные богословы активно начинают поддерживать и все международные инициативы Советского государства.
Особенно активно православные идеологи включились в разработку общечеловеческих проблем после поместного Собора РПЦ в 1971, на котором был взят общий курс на сочетание традиционализма с религиозным модернизмом.
В результате переосмысления традиционной проблемы "Церковь, личность и общество" сложилась П. М., или "богословие мира", занявшая центральное место в воззрениях РПЦ в 1970-х. Именно проблема войны и мира, серьезно потеснившая все другие актуальные вопросы развития современной цивилизации, заняла одно из ведущих мест в православной общественной мысли.
Идеологи православия, переосмысливая традиционные религиозные утверждения, признали, что одних только проповедей о религиозно-нравственном совершенствовании общества недостаточно. Именно поэтому Православная Церковь начинает искать новые "средства и формы практического участия христиан в борьбе за мир". Богословы подчеркивают, что в новых условиях православное "служение миру" не должно выражаться "лишь в общих рассуждениях и в разрозненных действиях, а должно иметь более новый, конкретный, духовно-материальный характер". А для укрепления духа верующих в их миротворческой деятельности они ссылаются на Св. Писание: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Матф 5:9).
Осуждая пассивный пацифизм, РПЦ ориентируется на более конкретную миротворческую деятельность, чтобы тем самым повысить свой общественный авторитет. Эта позиция Церкви подчеркивалась в то время Патриархом Пименом, который отмечал, что "исполнение миротворческой заповеди в приложении к конкретным требованиям времени составляет сущность общественного служения нашей Церкви".
РПЦ в данный период активно участвовала в пропаганде отношений мира между народами. Именно по инициативе Московской патриархии были проведены четыре международные конференции религиозных деятелей в защиту мира (1952, 1969, 1977, 1982). Особое место в миротворческой деятельности РПЦ занимают проходившие в Москве в 1977 Всемирная конференция "Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами", в которой участвовали представители 107 стран, а также в 1982 Всемирная конференция "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы". В последней приняли участие представители 590 религиозных объединений почти из 90 стран мира. Активная миротворческая деятельность РПЦ проявилась и в ее взаимоотношениях с представителями других религиозных объединений в СССР, а также в ее широком сотрудничестве с международными религиозными организациями: Всемирным Советом Церквей, Христианской мирной конференцией, Конференцией европейских Церквей и т. д.
Оценивая значение Всемирных московских конференций, следует подчеркнуть, что они стали значимым рубежом в миротворческой деятельности всех международных религиозных объединений, т. к. ознаменовали собой поворот к практическим действиям по предотвращению мировой ядерной катастрофы.
Православные идеологи однозначно оценили атомную войну и гонку вооружений как реальную опасность для развития нашей цивилизации, считая при этом, что только политика разоружения может стать разумной альтернативой этому процессу.
Православные богословы весьма реалистично подходили к оценке причин обострения проблемы войны и мира в 1970-х. При этом они пытались объяснить истинные причины обострения международной обстановки "причинами более глубинными по своему содержанию". Идеологи православия неизменно утверждают, что все беды современного человечества коренятся в его "нравственном падении" и "греховной испорченности" человека.
После проведения ряда Всемирных конференций идеологи современного православия дали общую негативную оценку войне. Именно война, по их убеждению, противоречит провиденциалистским планам Бога и грозит человечеству не только серьезными социальными бедствиями, но и возможными "неблагоприятными трансцендентными последствиями".
Проблема гонки вооружений приобрела в оценках мыслителей РПЦ существенное моральное значение и содержание. На этом подходе строится и возможность ее преодоления — путем "религиозного воспитания" каждого человека, донесения до сознания каждого "воли Божьей". Таким образом, согласно православным идеологам, без религиозного миропонимания решение проблемы войны и мира просто невозможно. Развивая эту идею дальше, они утверждают, что только "возрастание христианского феномена" в миротворческом движении позволит человечеству избежать угрозы ядерной катастрофы, будет способствовать прекращению гонки вооружений и развитию процесса мирного сотрудничества всех стран и народов.
В условиях угрозы ядерной войны идеологи православия справедливо подметили, что в этой войне не может быть победителей. И поэтому главной задачей является сохранение мира, т. к. "единственной альтернативой всеобщему миру может быть только всеобщее уничтожение". Они справедливо констатировали, что "вечный вопрос "быть или не быть" впервые за всю историю поставлен в планетарном масштабе". Именно это и обусловило идеологическую ориентацию православия на общечеловеческие интересы.
РПЦ еще в 1960-х отказалась от негативного отношения к неверующим, разработав новую установку на сотрудничество, союз "крещеных" и "некрещеных", верующих и неверующих в деле борьбы за мир, демократию и социальный прогресс. В соответствии с этими установками получило новое толкование и понятие "ближних". Круг "ближних" в понимании православных богословов в 1970-х был расширен "до общенародного масштаба". А в 1980-х они пошли еще дальше и отнесли к "ближним" уже "всех людей доброй воли", в их совместном служении "прочному и справедливому миру и сотрудничеству между народами мира".
Во второй половине 1980-х П. М. приобретает новые черты. Она становится более конкретной и включает в себя ряд новых проблем. Конкретизируя свои миротворческие призывы, православные идеологи утверждают, что мира без справедливости быть не может. Выработке новых установок способствовал целый ряд религиозных форумов. Это, прежде всего, Совещание глав и представителей Церкви и религиозных объединений в СССР, круглые столы, заседания "Рабочего президиума", диспуты по итогам Всемирных конференций. На этих совещаниях получают дальнейшее развитие и разработку православные взгляды на проблему войны и мира. Обсуждаются такие вопросы, как "Космос без оружия", "Христианская мирная этика", "Учение о справедливой войне", "Мир и права человека" и т. д. Важную роль в дальнейшей конкретизации позиции РПЦ по проблемам войны и мира сыграли и прошедшие в 1984 в Москве и Варшаве конференции священнослужителей социалистических стран: "Христианин в борьбе за мир. Священник в социалистическом государстве". И "Роль христианских церквей в социалистических странах в настоящее время", а также II Международный семинар "К богословию мира", состоявшийся в 1987 в Будапеште, V Международная конференция богословов "Общая безопасность и морально-этические ценности", прошедшая в 1987 в Москве. Перед христианином была довольно четко сформулирована его задача в новых условиях: "более полно отвечать на призыв божий работать для мира и справедливости, для блага всего человечества".
В конце 1980-х — в условиях начавшейся перестройки — РПЦ, приспосабливаясь к происходящим переменам, начала по-новому интерпретировать свое отношение к проблемам войны и мира. В этот период идеологи православия активно приступают к разработке теории и практики "примирения", которое должно охватывать не только сферу отношений с государством, но и сферу межнациональных и межконфессионных отношений. На это указывал Патриарх Алексий II, подчеркивая, что "миротворческая деятельность должна быть не только государственной, но, прежде всего, межконфессиональной и межнациональной".
Раскрывая содержание понятия "примирение", идеологи православия всячески подчеркивают, что "примирение" — "это еще далеко не согласие и не единство". Оно обязательно предполагает диалог, обмен мнениями, обсуждение важных вопросов, а как результат всегда должно быть ориентировано на компромисс. Однако православные богословы понимают, что компромисс "в вопросах веры" всегда затруднен. Поэтому они ориентируются, прежде всего, на "отсутствие вражды". На основе этого "примирение" означает "возможность жить в мире". Более того, придерживаясь твердых православных принципов и традиций, идеологи православия наполняют понятие "примирение" главным образом богословским содержанием. Они подчеркивают, что, говоря о "примирении межгосударственном, межнациональном, внутриполитическом, межконфессиональном", речь должна идти, прежде всего, "о примирении личностном — с Богом и ближними". Формулируя идею о том, что "человечество сегодня уже переросло войну как способ решения своих проблем и поэтому неминуемо от нее откажется вообще", идеологи РПЦ полагают, что именно Церковь будет "способствовать прекращению вражды в регионах межгосударственных, межэтнических, политических и гражданских конфликтов и противостояний".
Подтверждением этой позиции русского православия являются и активные поиски путей сотрудничества с представителями ислама. Для этого активно используются контакты по линии Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). При активном участии РПЦ в рамках ВСЦ была создана международная религиозная организация "Церкви в совместном действии", главной целью которой является оказание помощи пострадавшим во время вооруженных конфликтов. А в 1995 была создана специальная гуманитарная миссия "Всемирная церковная помощь — Дагестан", нацеленная на поддержку пострадавших в зоне чеченского конфликта вне зависимости от их национальности и вероисповедания. В 1995 в Ташкенте была проведена христианско-исламская конференция "Совместно жить под одним небом".
Поисками путей активного сотрудничества в деле укрепления мира характеризуются отношения РПЦ с протестантскими Церквами. Прежде всего, здесь следует обратить внимание на развитие тесных контактов с Конференцией Европейских Церквей (КЕЦ), совместно с которой была разработана международная программа "Ислам в Европе". Эта программа была направлена, прежде всего, на урегулирование конфликта на территории бывшей Югославии. Укреплялось в этот период и сотрудничество РПЦ с Национальным Советом Церквей Христа (НСЦХ) США, совместно с которым была проведена Всемирная конференция "Религия и мир".
Обсуждению "интеграционных процессов в миру" был посвящен и специальный круглый стол на тему "Церковь и международные отношения", прошедший в июне 1997 в Московской Духовной академии. Примечательно, что обсуждение этой темы прошло совместно со студентами и преподавателями МГИМО и МГУ. Этот круглый стол благословил Патриарх Алексий II. Его участники выразили удовлетворение взаимопониманием и высказали надежду на расширение взаимных контактов в деле "дальнейшей интеграции". При этом православные идеологи, участвующие в работе круглого стола подчеркнули, что "Святая Церковь объединяет людей, различающихся по политическим убеждениям, но скрепленных общей верой и составляющих один Богочеловеческий церковный организм".
Связывая миротворчество в 1990-х с целым рядом других социальных проблем, православные идеологи выделили и еще одну его важную особенность — т. н. "внутреннее миротворчество". Причем оно понимается достаточно широко. Сюда включаются восстановление традиционно православного семейного уклада, но главное внимание уделяется повышению роли религиозных общин, которые должны сегодня особо способствовать "воскрешению приходской жизни".
В настоящее время РПЦ продолжает отстаивать незыблемость изначальных принципов и оценок христианства по проблемам войны и мира. Отмечая, что "миротворчество не имеет альтернативны", — идеологи православия подчеркивают невозможность "выжить, стремясь только к физическому самосохранению, спастись, забыв о Спасителе".
Принятие в 2000 "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" стало знаменательным событием в развитии всего социального учения русского православия. По сути, в этом документе впервые получили формальное закрепление ранее разрозненные концепции и подходы православной идеологии к актуальным проблемам современного развития. В основных своих идеях "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" во многом повторяют уже хорошо отработанные за последние десятилетия выводы. Однако есть и целый ряд новых моментов.
Как и ранее, в этом документе вновь подчеркивается необходимость религиозного осмысления всех важных социальных проблем: "Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни… недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира". При этом православные идеологи, следуя многовековой традиции, акцентируют необходимость религиозного аспекта этого "участия, которое должно основываться на принципах христианской нравственности… на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви".
Серьезная переоценка заметна при определении места и роли РПЦ в рамках современного государства. В отличие от 1970—1980-х, когда РПЦ большей частью в своей деятельности ориентировалась на политику официального государства, в "Основах современной концепции Русской Православной Церкви" довольно четко проводится идея о значительно большей самостоятельности Церкви в обществе. Идеологи православия достаточно четко и однозначно определяют сферы "соработничества" с государством. Главной областью взаимодействия провозглашается "миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами", а также "попечение о воинах, …их духовно-нравственном воспитании". В то же время называются и области, в которых Церковь "не может оказывать помощь государству, сотрудничать с ним". Это, прежде всего, "ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны".
По-новому разделяя "мир" на "мир Божий" и "мир политический", иерархи православия ставят "мир Божий" значительно "выше того мира, который люди способны создавать собственными усилиями". Однако, учитывая особенности времени, идеологи православия отмечают, что "мир — это не только дар Господа, но и задача человечества, …зависит от человеческих усилий". На основе этого понимания и все призывы к миротворчеству обращены, прежде всего, к личности, к внутреннему миру человека. Развивая и углубляя концепцию "примирения", православные иерархи утверждают, что "Церковь призвана проповедовать и созидать мир со всем внешним для нее обществом, …Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов". Кроме того, РПЦ открыто провозглашает, что "недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни", а также "прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон и оказания помощи страждущим".
Анализируя сферу международной политики, Православная Церковь пытается предложить обществу свое видение основных принципов международных отношений. Уже сама постановка этих проблем знаменует собой новое в развитии идеологии РПЦ. При этом идеологи православия следуют классической церковной традиции, подчеркивая, что "выработка высоких правовых норм в международных отношениях была бы невозможна без того нравственного воздействия, которое оказало христианство на умы и сердца людей". В контексте рассуждений о том, что "взаимоотношения между народами и государствами должны быть устремлены к миру, взаимопомощи и сотрудничеству", РПЦ сформулированы и конкретные задачи Церкви по "решению международных споров". Прежде всего, православие рассматривает "принципы суверенитета и территориальной целостности… как базовые для защиты народом его законных интересов и являющиеся краеугольным камнем… всего международного права".
Все активнее вторгаясь в сферу международных отношений, РПЦ тем самым стремится укрепить свое влияние не только в своей стране, но и на мировой арене. Признавая "полезность создания межгосударственных союзов", идеологи православия не устают повторять о том, что в любом "сотрудничестве должны быть применяемы все те же нравственные принципы". Но при этом нельзя забывать о том, что "любые человеческие установления… относительны пред лицом Божия всемогущества".
Не забыты в "Основах…" и проблемы "внутреннего миротворчества", которые активно разрабатываются РПЦ начиная с 1990-х. Церковь допускает наличие различных политических взглядов и убеждений в обществе, как "среди ее епископата, клира, так и мирян". Однако подчеркивается, что по "заповеди Божией" именно "Церковь… имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих чад, о мире и согласии в обществе…".
РПЦ активно включилась в разработку проблем войны и мира, в результате чего сформировалась П. М. За несколько десятилетий работы над "мирологией" ее основополагающая идея остается незыблемой. Именно Церковь, религия, религиозная нравственность традиционно объявляются основными средствами решения всех острых социальных проблем.
Г. А. Круглова
Поделиться: