Православная экология - это...

ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКОЛОГИЯ — концепция социальной экологии, предлагаемая современными мыслителями Русской Православной Церкви (далее — РПЦ).

Причина экологического кризиса в концепции РПЦ сводится, прежде всего, к "грехопадению" первого человека: "Грех, вошедший в мир, оказался катастрофическим, не только для человека, но и для экологической среды… Нарушено было и богоустановленное единство человека и окружающего его мира". После же грехопадения, "усиленного самооправданием", расстроилась и жизнь природы, ставшей враждебной человеку. Таким образом, греховность человека объявляется главной причиной экологического кризиса.

Признавая, что "грех значительно осложнил и затруднил изначальный путь" взаимодействия человека и природы, идеологи РПЦ связывают отрицательные последствия воздействия человека на природу непосредственно с отступлением человека от подлинно христианских принципов. Идеологи православия подчеркивают, что если бы человечество придерживалось основных "богоустановленных" принципов отношения к природной среде, оно никогда не столкнулось бы с теми проблемами природопользования, которые приобрели сейчас небывалую остроту. По их мысли, отступление от норм морали возможно в силу нравственного несовершенства человека. Поэтому основной задачей для решения экологических проблем является "нравственное совершенствование человечества", которое, в свою очередь, невозможно без веры в Бога.

Представители РПЦ утверждают, что экологическая проблема долгое время назревала "в недрах европейской цивилизации по мере отхода ее от христианских традиций". Как отметил доцент Московской Духовной академии М. С. Иванов, в эпоху доминирования христианского отношения к миру "человек, хотя возвышался над природой, тем не менее всем своим существом входил в это природное равновесие и как бы составлял его средоточие", т. к. религиозные нормы направляли и контролировали всю деятельность человека, а принципы "христианского аскетизма" регулировали отношения общества и природы. Таким образом, одной из причин экологического кризиса рассматривается отказ от принципов христианского аскетизма, который ограничивает "человеческие потребности самым необходимым для жизни".

Наряду с концепциями, считающими, что причины экологического кризиса коренятся в забвении принципов "аскетизма", мыслители РПЦ отмечают, что нарушение "экологического равновесия" вызвано и причинами, коренящимися в изменении самой сущности религиозных верований. Призывая к бережному отношению к природе, к созерцанию ее красоты, богословы уверяют, что эти отношения были нарушены вследствие изменения религиозных установок по отношению к природе. Они связывают возникновение капитализма с его хищнической эксплуатацией природы, прежде всего, с появлением протестантизма. Именно протестантизм, утверждают православные богословы, с его воспитанием личной энергии и предприимчивости, способствовал обогащению и наживе.

Еще один значимый тезис современных православных мыслителей состоит в утверждении того, что "наука, лишив природу "святости", предоставила возможность развитию потребительского отношения к ней, а распространение атеизма способствовало "загрязнению человеческих душ", и привело в конечном итоге к загрязнению окружающей среды. Таким образом, отрицательные последствия развития науки и техники ставятся в прямую зависимость от нарушения религиозно-нравственных норм.

РПЦ, признавая "огромную роль научно-технического прогресса в развитии промышленного производства и всех областей мирового хозяйства", стремится обратить внимание верующих и на другую "сторону медали", где "крупными буквами отчеканена экологическая проблема нашего времени". Поражающая своей необходимостью и особенно глобальными масштабами, эта проблема "заявляет о себе целым комплексом утрат, бедствий и трудностей, возникших перед человечеством…". По мысли православных идеологов, "сила техники", будучи способной не только создавать, но и разрушать "сама по себе не может обеспечить счастливое будущее мира. Она зависит от тех, кто пускает ее в ход. От тех, кого может трагически ослепить желание непосредственной выгоды, жадность страсти, жажда лести".

Мыслители РПЦ задают вопрос: "Кто поможет человеку найти подлинное счастье в такой обстановке?" — которая неблагоприятствует спокойствию и даже относительному благополучию человека; она изнуряет людей… она все более сокращает возможности наслаждения природой, уродуемой и разоряемой промышленностью и урбанизацией… она делает их пленниками искусственной среды, угнетающей психику шумом и бессмысленной суетой". И далее делается вывод о том, что все эти проблемы могут быть решены только на основе "возвращения забытого в борьбе эгоизмов нравственного принципа служения обществу", что "главное значение имеет религия и мораль".

В последние годы богословы РПЦ утверждают, что "христианская вера положительно относится к научно-техническому прогрессу". При этом развитие научно-технического прогресса и использование его достижений ставится в зависимость не от сознательной деятельности людей, а от "осуществления плана Божественного Промысла, открывшего безграничные возможности для развития и совершенствования человеческого общества". Подчеркивается, что в условиях современной научно-технической революции необходимо отвлечься от материальных ценностей и отдать предпочтение ценностям религиозным. Основным христианским долгом православные богословы считают "содействовать успеху гражданского движения в защиту природы, оказывать поддержку общественным, государственным и международным мероприятиям, направленным к той же цели, и разъяснять с церковных кафедр и в церковной прессе нравственные основы человеческого господства над природой".

Констатируя то обстоятельство, что Церковь "не располагает научно-техническим арсеналом", идеологи РПЦ отмечают, что церковная деятельность "может простираться только на духовное оздоровление человеческого сознания и общественные отношения". Они утверждают, что "христианство, как религия абсолютная, не может быть зависима в своей этике от общественного строя".

Православные богословы выдвигают и некоторые конкретные требования для преодоления экологического кризиса. Прежде всего, здесь можно назвать попытки возродить принципы "христианского аскетизма" по отношению к природе. "Новый аскетизм" означает, прежде всего, "аскетизм в миру". Для этого необходимо воспитывать ответственность христианина за все происходящее в мире, в том числе его важной заботой становится и охрана окружающей среды. При этом отмечается, что "новый" он будет лишь по методологии, "по средствам христианского аскетического подвига в мире". В соответствии с этими требованиями надо, по мнению богословов, и переосмыслить поведение человека в обществе, его отношение к окружающей природе. Для христианина "пример такого осмысления подают …из древности христианские аскеты".

Православные церковнослужители призывают верующих активно включиться в решение экологических проблем, оказывать поддержку всем государственным, международным, общественным организациям в деле охраны окружающей среды. На VI ассамблее Всемирного Совета Церквей в 1983 по инициативе РПЦ было выдвинуто "право на защиту окружающей среды", за осуществление которого на практике призваны бороться все религиозные объединения.

"Сегодняшнее состояние цивилизации и общества, — доказывают православные иерархи, — заставляет христиан еще острее, чем когда-либо почувствовать свой нравственный долг решать экологические проблемы неотложно, руководствуясь принципами своей духовной жизни, опытом и учением Церкви". Отражая реальные общественные потребности, РПЦ использует их для дальнейшего развития и обоснования своей позиции по насущным проблемам современности.

В последнее десятилетие 20 в. идеологами РПЦ впервые достаточно четко был провозглашен курс, направленный на сотрудничество с государством в сфере экологии. РПЦ призывает власть и все общество "действенно заботиться об охране природы, не допускать решений и действий, разрушающих целостность Творения Божия ради сиюминутной хозяйственной выгоды". Руководство РПЦ активно способствует развитию сотрудничества с государственными экологическими организациями. Примером этому служат взаимодействие РПЦ с Российской экологической академией и Государственным институтом прикладной экологии, создание межвузовского Центра духовно-экологической безопасности (в который входят Российский православный университет, экологи МГУ и Российского технического университета), а также деятельность экологического факультета Царицынского православного университета.

Усилия православных иерархов в сфере экологии на рубеже 20—21 вв. весьма значимы. Это создание экологического братства во имя Новомучеников Российских в Воронеже, Томская православная эстетико-экологическая школа, проведенные конференции по экологическим проблемам, просветительская работа в школах и вузах, а также "христианские поселения с практической работой по очистке природы". Идеологи православия считают необходимым "создание широкого православного экологического движения", а также проведение "международной конференции региональных деятелей, посвященную проблемам экологии и сохранению священного дара жизни".

Результатом различного рода православных экологических размышлений и оценок экологической ситуации можно считать их концептуальное оформление в рамках важнейшего современного документа РПЦ, получившего название "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". Отстаивая традиционный подход к рассмотрению причин экологического кризиса, иерархи православия утверждают, что "отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека, и его отчуждение от Бога". Но вместе с тем результаты грехопадения богословы РПЦ понимают намного шире, чем просто испорченность самого человека и общества. "Грех, зародившийся в душе человека,— подчеркивается в этом документе, — пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир…".

Достаточно четко в документе сформулированы основные положения "экологической этики", которая призвана, по мнению идеологов православия, сыграть ведущую роль в "противодействии хозяйственному эгоизму". Основное содержание "экологической этики" заключается в том, что "руководствующееся ею общественное сознание высказывается против потребительского образа жизни, требует повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, предлагает ввести экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия".

Г. А. Круглова


Поделиться:

Реклама