Право, Правосудие - это...

I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) Господь - Бог справедливости и правого суда Он творит праведный суд обиженным (Пс 102:6; 145:7), а Его Отрок возвестит суд народам (Ис 42:1) У библ пророков споры между Богом и Его народом и другими народами напоминают судебное разбират-во (Ис 1:18; 43:26; Иер 2:35; Мих 6:1,2); речи см Иова также напоминают о судебном процессе;
2) Господь, как Бог правого суда, стремится к тому, чтобы и в Его народе все П - священные, гражданские и социальные - соблюдались Его народом как Божье установление см Закон, переданный народу Моисеем, представляет собой Божье П Это находит отражение и в том, что судей, творящих правосудие именем Бога (Втор 1:17), иногда называли "богами" (Исх 22:6 и след,28 - в Синод пер - "судьи"; Пс 81:1,6)
II СУДЬИ
1) во времена патриархов отец семейства был одноврем судьей над домочадцами (Быт 38:24) Позднее, во время египт плена, эта обязанность, вероятно, перешла к старейшинам (начальникам) народа (см Старейшины), а после исхода из Египта - к Моисею (Исх 18:15 и след) По совету Иофора, Моисей назначил для разбора мелких дел большое число судей из народа (ст 13-26; Втор 1:9-18; 16:18-20) Эти судьи одноврем были тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; то, отправление правосудия, видимо, всегда было связано с принципом деления народа Израиля на колена, роды и семейства (см Чиновник, IV,1; см Колено);
2) после смерти Иисуса Навина наряду с начальниками вершить суд стали призванные Богом см Судьи(1Цар 7:15 - 8:3), среди к-рых названа и одна женщина, Девора(Суд 4:5) С избранием на престол Саула носителем высшей судебной власти стал см Царь(1Цар 8:20; 2Цар 14:4 и след; 15:2-4; 3Цар 3:16-28; 7:7);
3)Давид ставил судьями см Левитов (1Пар 26:29-32), к-рые вместе со см Священниками призваны были наставлять народ в Законе Иосафат реформировал систему правосудия (2Пар 19:5-7) и учредил в качестве инстанции для обжалования верховный суд в Иерусалиме Этот суд состоял из священников, а председательствовал на нем первосвященник или князь дома Иуды, в зависимости от важности дел, к-рые там рассматривались (2Пар 19:8-11; ср предписание во Втор 17:8-13);
4) об отправления правосудия после вавил плена см Синедрион
III СУДОПРОИЗВОДСТВО
1) судебные разбират-ва у израильтян обычно проводились у гор ворот (см Ворота) (Втор 21:19; Руфь 4:1 и след)Соломон вершил суд в особом судебном помещении внутри дворца (3Цар 7:7) (О судопроизводстве во время рим владычества см Претория см Судейское место, судилище);
2) обвинение выдвигалось истцом, или жалобщиком (Деян 23:30,35; Ин 8:10 - в Синод пер везде - "обвинитель"); о существовании обществ обвинителей (аналог совр прокурора) в странах Древнего Востока ученым ничего не известно На суде у Пилата иуд первосвященники сами обвиняли Иисуса (Мф 27:12; Ин 18:29); но позднее, во время суда над Павлом, они воспользовались услугами ритора (поверенного) (Деян 24:1,2) О составлении судебного протокола говорится в Иов 31:35 Свидетелям богохульства вменялось в обязанность выступать с публичным обвинением (Лев 5:1) В НЗ соперник в спорном деле неоднократно назван противником (Мф 5:25; Лк 12:58; 18:3);
3) израил закон предостерегал от доверия к пустым слухам и подозрениям (Исх 23:1) Смертный приговор мог быть вынесен только по предъявлении доказат-в в совершении особо тяжкого преступления (Втор 17:6; ср Деян 23:29) Для осуждения на смерть нужны были как минимум два свидетеля, причем их показания должны были совпадать в деталях (Втор 19:15; Мк 14:57-59; см Клятва, V) Дело Иисуса фактически провалилось из-за противоречий в показаниях свидетелей Когда же первосвященник спросил Его: "Ты ли Христос?", утвердит ответ Иисуса сделал излишним слушание дальнейших свидет показаний и дал формальный повод к Его осуждению (ст 61-64) Рим правосудие давало обвиняемым П защищаться перед лицом обвинителя (Деян 25:16) Кр того, каждый рим гражданин был вправе потребовать суда императора (ст 11)
IV ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА
В ВЗ действовал основной закон возмездия ("Глаз за глаз, зуб за зуб" и тд), к-рым руководствовались в тех случаях, когда были нанесены телесные увечья (Исх 21:24,25; Лев 24:19,20) или человек лжесвидет-вовал (Втор 19:18-21) За убийство(Исх 21:12,23; Лев 24:17,21) и похищение человека (Исх 21:16) полагалась смертная казнь (см Быт 9:5,6; см Кровная месть см Города-убежища) Другое правило действовало в отношении рабов Если раб получал по вине своего господина телесное увечье, он подлежал освобождению от рабства (Исх 21:26 и след) Ущерб, нанесенный владельцу скота или другой собственности, полагалось возмещать деньгами (ст 34; 22:11,13; Лев 24:18,21) или натур продуктом (Исх 22:5); вор должен был возместить как минимум двойную стоимость украденного, иначе его могли продать в рабство (Исх 22:1 и след) Виновных в ворожбе и идолослужении всегда присуждали к смерти (Исх 22:18; Лев 20:27; Втор 13:6 и след; 17:2 и след) В принципе, каждый человек мог быть наказан только за собств вину (Втор 24:16; ср 4Цар 14:6)Вина домочадцев Ахана, казненных вместе с ним, заключалась в том, что они скрыли его проступок (Нав 7:24-26)
V ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
По вопросу об исполнении наказаний см Наказание, наказывать















Определения, значения слова в других словарях:

Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ПРАВОСУДИЕ, АРКАН ТАРО — восьмой основной Аркан Таро, соответствующий аллегории правосудия — богине с завязанными глазами. Она изображена с поднятым мечом — знаком защиты правосудия и символом силы — в одной руке и золотыми весами, взвешивающими ценность всех вещей и следящими...
Библейская энциклопедия
Правосудие, правота (Пс. LXXXVIII, 15) — одно из существенных свойств и совершенств бытия Божия, означающее беспредельную правду Его природы, Его действий, Его закона, мироправления и всех Его Божественных отношений к миру и тварям.
Библейская энциклопедия Брокгауза
Правосудие см Право, правосудие
Словарь символов
Изображается в виде женщины с завязанными глазами, держащей весы и меч. В христианском искусстве у ее ног изображали императора Траяна. Деву Марию называют Зеркалом Справедливости. символизируется также римскими фасциями или пучком прутьев.

Поделиться:

Реклама