Познание - это...
ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире П является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное Исходную структуру П представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории П) В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма Истина выступает в качестве универсальной цели П При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время) Понимание характера субъект-объектных отношений обуславливает соответствующие взгляды на природу П Для классической философии процесс П - это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности Само П при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма Начиная с "коперниканского поворота" Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе Для немецкого идеализма открывающийся в П мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, Фихте, Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Гегель) Интерпретация П как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию Характерно, что подчеркивая творческий статус субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов Акцент на практической природе П в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма Однако если в марксизме П, будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П, преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность Семантический подход к П реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики П здесь - это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П, противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма Чувственное П (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П особое значение имеет в искусстве и обыденной практике Рациональное II (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и тп Именно рациональное П обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П на уровне бессознательных структур психики Структурировать П можно также в зависимости от объекта П и соответствующего ему типу знания В качестве наиболее общих объектов П можно выделить природу, общество и человека и соотнесенные с ними естественное, социальное и гуманитарное знания Особым видом П выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия Проблемы П на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др) дисциплин
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: