Позитивизм - это...

(от лат. positivus - положительный) - течение в западной философии XIX - XX вв., теснее прочих связанное с культом науки, широко распространенным в Западной Европе в эти два столетия. Основателем П. считается О Конт, выдвинувший знаменитую теорию трех ступеней развития человеческого духа, согласно которой человеческое сознание в своем развитии проходит три стадии 1) теологическую, характеризующуюся переходом от фетишизма через политеизм к монотеизму, уважением божественного права королей и милитаризмом, 2) метафизическую, отличительными особенностями которой являются критика старого режима и переход к новому порядку; 3) позитивную, в рамках которой осуществляется переход к точному, применимому и органичному знанию, обеспечивающему индустриализацию и мир, общественный порядок и прогресс. Начало XIX в. Конт считал периодом перехода от второй стадии к третьей, а все неурядицы, характерные Для Франции того времени, объяснял смешением всех трех состояний человеческого духа. Конт стремился произвести интеграцию знания на основании распространения законов физики в области позитивизм других наук, в т. ч. даже и социологии (социальной физики), родоначальником которой он был. Теория науки Конта была тесно связана с его теорией трех стадий развития человеческого духа, которая, в свою очередь, представляла собой истолкование учения А. де Сен-Симона и была призвана объяснить политическую жизнь Франции первой половины XIX в. Основоположники английского П. Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер исходили из иной ситуации. Так, Милль критиковал классификацию наук Конта за редукционизм, но при всех отличиях английского П., воспитанного утилитаризмом И. Бентама и английской классической политэкономией, он отличался той же нерассуждающей верой во всемогущество науки и одной из важнейших задач своих считал интеграцию научного знания. Т. н. "второй позитивизм", или эмпириокритицизм, был создан австрийским физиком Э. Махом и швейцарским психологом Р. Авенариусом Проблема интеграции научного знания рассматривалась в рамках "второго позитивизма" как проблема интеграции психологических и физических наук, и ее решение надеялись отыскать, разрабатывая философию чистого опыта. В отличие от П. первой половины XIX в., "второй позитивизм" практически не уделял внимания теории развития и был ориентирован, в первую очередь, на естественные науки. Развитием и продолжением "второго позитивизма" стала деятельность Венского кружка и некоторых других представителей аналитической философии (А. Дж. Айер, "ранний" Л. Витгенштейн и др.) в 20 - 30-е годы XX в.; иногда этих авторов объединяют названием "неопозитивизм", или "третья форма позитивизма". В теории общества для П. характерно рассмотрение условий, в которых действуют люди, как некоей данности, как квазиприродной обстановки, объективной среды, задающей возможности социализации и самореализации индивидов. Социальная система в такой трактовке оказывается совокупностью функций, определяющих характер и содержание человеческих взаимодействий. Социальность для П. - это прежде всего структура связей, в которую человеческие индивиды "включаются", которой они вынуждены подчиниться. Такая трактовка социальности, описывающая ее как отчужденную от человеческих принципов форму, характерна не только для П. в чистом виде, но и для ряда других направлений - догматического марксизма, экзистенциализма, неофрейдизма. Хотя они по-разному оценивают состояние отчужденности социальных связей от индивидов, они по сути дела позитивистски, т. е. отказываясь от исследования взаимосвязи социальности и индивидов и их бытия, описывают эту ситуацию. П. с 60 - 70 гг. сменяется постпозитивизмом, исследующим влияние философии, искусства, политики и т. п. вненаучных факторов на развитие научных теорий. С. А. Никитин


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(лат. positivus - положительный) - 1 ) парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос П. заключается в отказе от философии ("...
Философский словарь
- идеалист, течение в философии, возникшее в 30-х гг. 19 в., исходящее из признания «позитивной» (положительной, конкретной) науки единственно подлинным знанием. Как философия П. выступает с претензией на «наиболее общее знание» (О. Конт, Г. Спенсер), а в конце 19 — нач. 20 в....
Философский словарь
философское учение Огюста Конта и его учеников. В более широком смысленастроение умов, враждебное метафизике, стремление основывать познание лишь на фактах. , сформулированный Контом и его учениками, представляет собой одновременно как философию науки, политику, так и религию....
Философский словарь
(от лат. positivus - положительный) - течение в философии, идущее от О. Конта, настаивавшего, что научное знание - единственно достоверное, а метафизику и теологию следует отбросить. отверг материализм, идеализм, рационализм и натурализм и теологию. В религиозных вопросах...
Философский словарь
(от лат. positivus - положительный). Термин "П." впервые использовал К.А. де Сен-Симон для обозначения метода науки, который должен распространиться и на философию. О. Конт развил и популяризировал П., что превратило его в многочисленное и интернациональное движение в философии...
Новейший философский словарь
ПОЗИТИВИЗМ (лат positivus - положительный) - (1) па-радигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос П заключается в отказе от философии...
Психологическая энциклопедия
Убежденность в том, что мы не должны выходить за границы наблюдаемых явлений. Для позитивиста наука является единственным или самым важным маршрутом к приобретению знаний; с его точки зрения, нас должны беспокоить только те вопросы, которые связаны с применением научных методов...
Психологическая энциклопедия
Вариант позитивизма, суть которого выражается утверждением, что любое нетавтологическое предположение, которое не может в принципе быть проверено эмпирически, с помощью наблюдения, полностью лишено смысла. Основное внимание здесь уделяется тому, чтобы все неэмпирические аспекты...
Психологическая энциклопедия
Философская точка зрения, обычно цитируемая как сформулированная Огюстом Коатом, хотя на него явно оказал влияние, Фрэнсис Бэкон и британский эмпиризм. Позитивный аспект здесь используется как то что дано, что принято, что обнаружено. Конт выступал против попыток метафизики и...
Психологическая энциклопедия
(positivism) П. - это строгая формаэмпиризма, придающая особое значение философии науки. Основоположником П. считается Огюст Конт, полагавший, что совр. ему, "научной" стадии развития человечества предшествовали "теологическая" и "метафизическая" стадии, причем характерной...

Поделиться:

Реклама