Поза - это...

Поза [лат. positum — класть, ставить] — определенное положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног. Разложение П. на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена "П". П. оформляет экспрессивный репертуар человека. Как и все элементы экспрессивной структуры человека, так и диапазон его П. свидетельствует об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности, подчеркивают свой и чужой социальный и социально-психологический статус ("он принял П. победителя", "он сидел в П. провинившегося ребенка", "его П. — это П. высокомерного человека" и т.д). П. "сделай себя меньше" ( втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, стать неподвижным) применяется для того, чтобы избежать невербальной и вербальной агрессии со стороны партнера. Постоянные П. человека свидетельствуют о его устойчивых личностных особенностях, например, манера сидеть на краешке стула, чуть подавшись вперед формируется у тех людей, которые отличаются неуверенностью, нерешительностью. П. несут информацию о состояниях, отношениях, чертах характера человека: аристократическая, величавая, воинственная, выжидательная, вызывающая, гордая, грозная, демонстративная, жалостливая, задумчивая, заискивающая, наполеоновская, почтительная, презрительная, робкая, самодовольная, унизительная и т.д. Для правильного понимания П. необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограничения, но и половые различия в использовании тех или иных П., способы реагирования на собеседника мужчинами и женщинами. Однозначность понимания П. зависит от ее типичности, широты распространения. Большинство людей считают, что П. — "туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены" выражает высокомерие, самоуверенность, надменность, пренебрежение к, партнеру. А П. — "плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок" имеет другой психологический смысл: растерянность, удивление, недоумение, непонимание. П. людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются "жесткостью", неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад.

Во всем мире выглядит однообразно П. отдыха: "глубоко сесть на сидение стула, прикасаясь к спинке, весь корпус или голова отклоняется назад" или паттерн приветствия: "опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямиться". П. человека влияют на другие элементы экспрессии. Например, высокомерие, презрение люди выражают следующим образом: "пристально оглядеть человека сверху-вниз или снизу-вверх, голову отклонить в сторону от собеседника, туловище отбросить назад". Теснейшим образом увязаны с П. движения ног и походка. Человек может топтаться на одном месте, то есть стоя на одном месте (П.) переносить тяжесть то на одну, то на другую ногу. Такие движения ног означают нерешительность. П. мольбы о прощении, унизительная П. сопровождается стоянием на коленях (ползать в ногах). Человек часто сидит, покачивая ногой, забрасывает ногу на ногу, что свидетельствует о демонстрации независимости. Свободная непринужденная П. сопровождается тем, что человек сидит, расставив ноги, поставив ступни далеко друг от друга (нормами этикета такая поза запрещена женщинам). Сидеть, скрестив ноги, полагается скромному человеку. В русском языке есть такое выражение "шаркнуть ножкой". В старые времена такое движение ног сопровождалось поклоном и свидетельствовало о выражении почтения. Сегодня "шаркнуть ножкой" — это проявить в шутливой форме услужливость. П. и походка придают осанку человеку.

Для того, чтобы получить информацию о личности на основе внешнего рисунка П. ее необходимо рассматривать в следующих координатах: "естественная — искусственная"; "статичная — динамичная"; "напряженная — расслабленная"; "энергичная — пассивная"; "психологически однозначная — многозначная"; "уродливая — прекрасная"; "типичная — индивидуальная" и т.д. На основе объективных характеристик П. передается информация об "этапах общения (П. вступления и выхода из контакта), о видах отношений и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности), о психофизиологических состояниях (напряженное — расслабленное, активное — пассивное), о степени взаимопонимания на основе критерия соответствия П. партнеров в общении ( синхронные — несинхронные позы); о степени психологической близости, опираясь на такой показатель, как направленность П. (от "лицом к лицу" до "спина к спине"); о мере искренности и открытости личности по такому показателю, как соответствие П. другим элементам экспрессии ( гармоничная — дисгармоничная).

В.А. Лабунская


Поделиться:

Реклама