Повторение - это...

(rehearsal) П. яв-ся произвольной или требующей волевых усилий обработкой информ. для удержания ее в памяти. П. в более широком смысле - заучивания наизусть, приводящее к определенного рода упрочению (памяти), сыграло видную роль в истории психологии. До зарождения научной психологии в XIX столетии, такие философы как А. Бэн и Дж. С. Милль, предполагали, что более частые П. создают более сильные связи между представлениями. П. также яв-сь центральным понятием во мн. совр. теориях научения. Напр., К. Халл и Б. Ф. Скиннер проводили эмпирические исслед. связей между повторениями поведения и частотой его вознаграждения. С тех пор как исслед. когнитивных процессов памяти стали важным предметом психологии, П. изучалось в форме намеренного повторения материала, чтобы определить роль этого процесса в сохранении. Мн. из этих работ были посвящены изучению роли П. в сохранении вербального материала, хотя отмечено растущее число исслед. влияния П. на сохранение невербального материала. Пионерские исследования повторения при запоминании. Эмпирические работы Г. Эббингауза, посвященные исслед. связей между П. и рядом характеристик вербального материала, все еще сохраняют свое значение и представляют интерес для совр. психологов. Используя список бессмысленных слогов (триграмм "согласная-гласная-согласная", образующих несловесные сочетания, такие как воп), Эббингауз обнаружил, что по мере увеличения числа заучиваемых слогов в сериях возрастает и число повторений или общее количество попыток заучивания, необходимых для однократного безошибочного воспроизведения списка. Эббингауз также установил, что чем больше П. во время первоначального заучивания, тем больше экономия ("сбережение") времени (и числа повторений) во время доучивания списков, спустя 24 часа, до достижения того же критерия выполнения. и кратковременная память. Одно различие между системами памяти, к-рое должно учитываться в связи с П., касается разграничения кратковременной и долговременной памяти. Существование долговременной памяти легче понять интуитивно, так как мы без особого труда можем вспомнить события, происходившие много лет назад. Однако существование кратковременной памяти менее очевидно. Представьте себе, что вы стоите в телефонной будке, чтобы сделать важный звонок. Вы только что позвонили в службу информ., чтобы узнать нужный номер и набрали его. Тот факт, что вы можете помнить номер достаточно долго, чтобы набрать его, несколько секунд, становится возможным благодаря кратковременной памяти. Продолжим развивать этот сценарий. После набора номера вы слышите сигнал "занято". Возможно, что номер забудется, если не произойдет что-то еще (напр., вы начнете повторять номер про себя). Информ., удерживаемая в кратковременной памяти достаточно долго для ее использования, может быть забыта, если ее затем не повторяют. Это приводит к следующему вопросу: как долго можно удерживать информ. в кратковременной памяти без П.? В классическом эксперименте, спланированном для ответа на этот вопрос, испытуемых просили запомнить простой стимул (напр., трехбуквенную комбинацию, такую как chj). Запоминание простого стимула может показаться легкой задачей, однако, после предъявления такого стимула, испытуемых просили отсчитать в обратном порядке от 3 до 18 с (интервал сохранения). По окончании этого периода, испытуемых просили припомнить стимул. Чем дольше был интервал сохранения, тем хуже было выполнение, а после 12 с стимул вспоминали редко. В действительности, обратный отсчет создавал помеху повторениям стимула, так что он был утерян из памяти. В повседневной жизни люди редко имеют дело с обратным отсчетом, но они сталкиваются с тем, что их отвлекает (др. стимулы, на к-рые они обращают внимание). Напр., в телефонной будке, кто-то снаружи может жестикулировать, чтобы вы поторапливались. Даже сам сигнал "занято" может отвлечь ваше внимание так, что вы перестанете повторять номер и забудете его. Др. словами, он не сохранился в долговременной памяти. Это наводит на др. вопрос: как можно избежать забывания и перевести материал из кратковременной в долговременную память? Поддерживающее повторение в сравнении с организующим повторением. При рассмотрении перевода из кратковременной в долговременную память один из вопросов касается того, существуют ли различные типы П., обладающие различным воздействием на сохранение. В соответствии с одной из т. зр., простое повторение стимулов, таких как, напр., номер телефона, создает результат поверхностной обработки. Такое П. стали назвать поддерживающим, обычно подразумевая, что оно удерживает информ. в доступном состоянии от одного момента до другого, но не способствует ее более длительному хранению в долгосрочной памяти. Чтобы это произошло, необходима глубокая переработка материала, и это происходит посредством др. вида П., называемого организующим. Организующее П. яв-ся процессом, посредством к-рого формируются связи между новой информ. и уже хранящейся в памяти. Эта глубокая переработка включает новую информ. в существующие структуры ассоциативных связей в долговременной памяти. Если вы просто повторяете телефонный номер, вы проводите поддерживающее П. Однако если вы переработаете телефонный номер так, чтобы связать его с чем-то, уже известным, как, напр. знакомый адрес или дата, тогда новый телефонный помер может быть интегрирован в уже хранящуюся информ. Сделав такую намеренную попытку в то время, когда вы в первый раз называете номер оператору, вы сможете запомнить номер на более длительное время. Организующее П. может принимать различные формы, от поиска ассоциативной связи с ранее выученным материалом до намеренного использования мнемонических приемов или вспомогательных средств запоминания. В любом случае, чем больше ассоц. есть у новой информ. с уже хранящейся в памяти, тем более значима новая информ. и тем легче она может быть воспроизведена в дальнейшем. Тем не менее, и др. факторы, такие как уникальность информ. и ее сходство с уже хранящейся в памяти, будут также облегчать воспроизведение. Возвращаясь к Эббингаузу, возможно также, что он применял скорее поддерживающее, чем организующее повторение, так как он преднамеренно избегал любого осмысленного анализа материала, к-рый он заучивал. Всегда ли необходимо повторение? Может показаться разумным предположение, что, по крайней мере, некоторые виды повторения необходимы для того, чтобы информ. сохранялась постоянно. Т. о., вопрос "Всегда ли необходимо повторение для того, чтобы информ. была сохранена в долговременной памяти?", кажется, требует прямого утвердительного ответа. Тем не менее, этот внешне простой вопрос оказывается совсем не таким простым. До сих пор в центре внимания находилось запоминание таких видов информ., как числа или слова, к-рые действительно требуют организующего повторения либо для того, чтобы быть временно сохраненными за пределами короткого времени, ограничивающего кратковременную память, либо чтобы храниться постоянно. Однако на самом деле бывает и так, когда большой объем информ., по-видимому, запоминают с малым усилием пли даже без всякого усилия. Кто-то может точно помнить, где найти определенную часть документа среди нескольких беспорядочных стопок в своем офисе. Или, встречая одного и того же чел. несколько раз в течение дня, коллега может заметить: "Мы видимся так редко, но сегодня встречаемся уже в третий раз?" Эти примеры наводят на мысль о существовании формы автоматической обработки, к-рая, по-видимому, встречается чаще всего в связи с такой информ., как пространственное расположение и частота событий. Подобные примеры автоматической обработки относятся к развивающейся области исслед., к-рую называют по-разному: то бессознательной или непроизвольной обработкой информ., то скрытым запоминанием или имплицитной памятью. По контрасту с исслед. эксплицитной памяти, в к-рой намеренное воспроизведение информ. следует за периодом повторения, скрытое запоминание подразумевает непреднамеренное, неосознанное сохранение, к-рое, по-видимому, не требует преднамеренного П. Перспективные направления исследований повторения. С тех пор как Эббингауз создал новый метод исслед. П., придумав бессмысленные слоги, в распоряжении исследователей появились и др. новые технологии. Одно из перспективных направлений исслед. в будущем связано с подходом когнитивной нейронауки, сочетающей когнитивные исслед. с нейропсихологическими и нейробиологическими наблюдениями. С использованием целого ряда технологических достижений, в ряде работ было изучено функционирование мозга в процессе П. и поиска информ. в памяти, причем изучалась память не только у здоровых людей, но и у лиц с нарушениями мнемических функций. Такой подход дает надежды на новые прорывы в понимании различий между эксплицитной и имплицитной памятью. Как можно видеть, исслед. памяти без использования П. быстро становится новой осваиваемой территорией. См. также Память, Экспериментальные исследования памяти, Процессы поиска и извлечения информации из памяти, Объем памяти Ф. М. Кодл


Определения, значения слова в других словарях:

Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера
Повторение — одна из важных процедур в процессе обучения: воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью их автоматизации, облегчения запоминания и т. п. П. рассматривается прежде всего в связи с исследованием памяти, а также как средство установления новых смысловых связей...
Психологическая энциклопедия
(англ. rehearsal) - процесс, являющийся необходимым условием прочности произвольного запоминания. П. выполняет неодинаковую роль на разных этапах запоминания. Вначале П. связано с общей ориентировкой в структуре и содержании материала, затем со смысловой его группировкой, с...
Психологическая энциклопедия
Один из способов закрепления информации в краткосрочной памяти. Мы пользуемся этим способом, когда пытаемся запомнить информацию для временного пользования, вроде телефонного номера или случайного адреса. При повторении происходит лишь частичная активация когнитивных процессов,...
Психологическая энциклопедия
1. Тренировка какого-то действия в предвосхищении времени, когда его выполнение потребуется. 2. Повторный обзор ранее заученного материала, которой, как предполагается, впоследствии нужно будет вспоминать. В некоторых контекстах это рассматривается как довольно "поверхностный"...
Психологическая энциклопедия
- воспроизведение усвоенных знаний и действий для облегчения их запоминания. В психологии общей рассматривается в связи с исследованиями памяти. Изучается как средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых отношений в предмете, актуализации тех или иных способов...

Поделиться:

Реклама