Потебня - это...

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835-1891) - украинский и русский лингвист, философ и культуролог Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1856) Впоследствии учился в Берлине, брал уроки санскрита у А Вебера Профессор, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1877) Один из основателей психологической школы в языкознании В творчестве П отразилось влияние В Гумбольдта, X Штейнталя, Сеченова Наследие П огромно и многогранно: он разрабатывал проблемы теории словесности; происхождения и эволюции языка; лингвистики; грамматики; связи языка и мышления; языка и нации; языка и мифа; символики языка; фольклористики; искусствознания В философско-лингвистической концепции П можно выделить следующие тезисы и подходы Природа языка общественна: "общество предшествует началу языка"; слово не только продукт индивидуального сознания Язык творит народ, язык - порождение "народного духа", язык задает "народность" (национальную специфику народа) (Категории "народ" и "народность" - центральные для концепций П) П впервые применил метод реконструкции национального языка и его описание через антиномии (которые выявляют представления народа о природе), погрузил изучение слова в этнографический контекст Язык, по П, формирует человеческую мысль: грамматические категории суть категории мышления, формы движения мысли "Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее" ("Мысль и язык", 1862) Через язык мы воспринимаем и познаем мир, слово формирует ряд познавательных моделирующих систем: миф, фольклор, науку Именно в слове человек объективирует восприятие мира и связывает это слово с другими словами История грамматики - это история типов мышления и сознания П предвосхитил многие проблемы современной лингвистики: различение языка и речи, понимания и непонимания как аспектов коммуникации и др П считал, что диалог всегда предполагает непонимание, так как речь (высказывание) есть акт творческий, авторский, и, следовательно, до некоторой степени неповторимо-непонятный В своей лингвистической концепции мифа (на основе сравнительно-исторического языкознания) П рассматривает миф как начало эволюции человеческой культуры в виде языка: это - акт "объяснения неизвестного посредством совокупности прежде данных признаков, объединенных и доведенных до сознания словом или образом" Для возникновения мифов особо значимой явилась, согласно П, внутренняя форма слова - посредник между тем, что объясняется в мифе, и тем, что он объясняет Миф - первый этап, тип познания мира: "Каждый акт мифический есть акт познания" ("О доле и сродных с нею существах", 1867) Миф, по П, аналогичен науке: и миф, и наука познают мир и объясняют его по аналогии В мифе содержится нерасчле-ненный сплав будущих узкоспециализированных наук и знаний; в мифе не различается образ объекта и сам объект При анализе мифа важно обращать внимание не на сюжет, а на его смысл, ибо миф - это слово Миф не есть отжившая форма человеческой мысли, он эволюционирует и развивается Лосев отмечал, что у П замечательная система феноменологических, психологических, логических и лингвистических идей и методов Отдавая дань уважения эвристическому и педагогическому потенциалу творчества П, Флоренский называл его "родоначальником целого ученого выводка" Наследие П отразило в себе философичность и синтетичность русской науки 19 в, а многие теории и подходы П остаются работающими и в конце 20 ст


Поделиться:

Реклама