Послания Петра - это...
Главная тема Первого и Второго ПП - надежда на спасительную благодать Господа и на приход нового Божьего мира Однако в Первом послании речь идет о живой надежде, к-рая есть у верующих и к-рая основывается на факте их нового рождения, а во Втором - о лжеучениях, к-рые ставят эту надежду или ее скорое осуществление под сомнение
I ВВОДНЫЕ ВОПРОСЫ
1) в обоих посланиях автором назван ап СимонПетр(1Пет 1:1; 5:1; 2Пет 1:1) Подтверждаемое древнецерк традицией (Поликарп, Папий, Тертуллиан, Климент Александрийский) авторство Петра в отношении Первого послания стало подвергаться сомнению только в новейшее время, а в отношении Второго послания такие сомнения высказывались и ранее Первое надежное свидет-во по поводу Второго послания мы находим у Оригена (III в) Первое послание адресовано членам церквей в Малой Азии (1Пет 1:1), к-рые, будучи частью нового народа Божьего (1Пет 2:9 и след), живут там в рассеянии как пришельцы и странники (ст 11), в то время как их наследство находится на небесах (1Пет 1:4) То, в числе получателей послания были, вероятно, и христиане из язычников, жившие в языч окружении, поскольку Петр не ограничивался работой среди одних только евреев Послание обращено ко всем церквам Малой Азии Второе послание, очевидно, также было пред-назначено многим церквам, круг к-рых, однако, точно определить невозможно;
2)
а) авторство Петра в отношении Первого послания оспаривалось на том основании, что в нем якобы прослеживается лит связь с другими новозаветными сочинениями и особенно с посланиями ап Павла Но эта связь легко объяснима общностью раннехрист представлений и языка первых христиан, что является установленным фактом К этому следует добавить и то, что соавтором послания назван Силуан (см Сила) (1Пет 5:12); этот человек, упоминаемый также в 2Кор 1:19; 1Фес 1:1; 2Фес 1:1, в течение многих лет был сотрудником Павла Поэтому нек-рое лит сходство Первого послания с посланиями Павла не дает права сомневаться в том, что это послание было написано именно Петром;
б) в отношении Второго послания есть несколько причин для такого рода сомнений Это послание имеет очень много общего с Посланием Иуды (см Иуда), но тематическая связь (лжеучителя, появление к-рых только предсказывалось во Втором послании, во время написания Послания Иуды уже активно действуют) позволяет считать Второе послание Петра более ранним сочинением Помимо того, исследователи указывали на разницу в стилях обоих посланий, но в этом могло сыграть свою роль соавторство Силуана Одобрит слова в отношении посланий ап Павла (2Пет 3:15 и след) вряд ли могут считаться весомым аргументом, ставящим под сомнение авторство Петра;
в) местом написания ПпП на основании 1Пет 5:13 может быть признан Рим, к-рый уже во времена первых христиан называли Вавилоном за его враждебность к Богу и греховность его жителей (см Откр и см Вавилон, II) О месте написания ВпП ничего не известно Поскольку в обоих посланиях нет никаких указаний на страдания христиан во время гонений, устроенных Нероном в 64 г, то они, вероятно, были написаны ранее этой даты Сказать ч-л более определенное о времени написания обоих посланий не представляется возможным Однако сам характер Второго послания, к-рое по форме напоминает завещание, позволяет предположить, что оно было написано под влиянием надвигавшейся на апостола смерт угрозы
II КОМПОЗИЦИЯ
А ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ
I Избрание в ряды народа Божьего (1:3 - 2:10):
1Путь избранных сквозь время (1:3-12):
а)возрождение для живого упования (1:3-5);
б) испытание надежды (1:6-9);
в) откровение и его границы (1:10-12)
2 Новое состояние уповающих (1:13-25):
а)дети Божьи (1:13-17);
б) искупленные Иисусом Христом (1:18-21);
в) возрожденные словом (1:22-25)
3Народ святой (2:1-10)
II Доказательства принадлежности к святому народу (2:11 - 4:19):
1 Доказательства в жизни (2:11 - 3:17):
а)народБожий среди других народов (2:11-17);
б) доказательство новым состоянием, к-рое Бог дарует верующим (2:18-25);
в) доказательства в браке (3:1-7);
г) доказательства в обращении с людьми (3:8-17)
2 Доказательства в страдании (3:18 - 4:19):
а)пример Христа (3:18-22);
б) страдание для освящения (4:1-6);
в) грядущий суд (4:7-11);
г) блаженство в гонениях (4:12-19)
III Заключительное слово (5:1-14):
1 Увещевание старших и младших (5:1-11)
2 Приветствия (5:12-14)
Б ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ
I Подготовка избранных (1:3-21):
1 Воздействие силы Божьей (1:3-11)
2 Роль апостолов (1:12-15)
3 Внимание к пророческому слову (1:17-21)
II Угрозы:
1 Угроза, исходящая от лжеучителей (2:1 - 2:22)
а) появление лжеучителей и их дела (2:1-3);
б) предостерегающий суд Божий (2:4-6);
в) избавление от искушения (2:7-11)
2Изображение лжепророков (2:12-22):
а) их безнравственность (2:12-14);
б) свобода как прикрытие зла (2:15-19);
в) возвращение к скверне после очищения (2:20-22)
III О Божьем суде (3:1-18):
1 Люди, отрицающие грядущий Суд (3:1-5)
2 Вопрос о сроках (3:6-9)
3Изображение Суда над миром (3:10)
4 Ожидание нового мира (3:11-13)
5 Готовность избранных (3:14-18)
III ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Оба послания носят ярко выраж церк характер; их темы - жизнь в надежде на приход нового Божьего мира и отражение различных угроз, возникающих перед Церковью Пережив возрождение для новой жизни (1Пет 1:3), верующие оказались чужими в мире Отныне их жизнь определяется грядущим новым Божьим миром и надеждой на его приход Надежда (упование) - это то новое, что изменяет жизнь человека и предъявляет ему свои требования:
1) надежда (упование) дана верующим в возрождение, к-рое стало возможным в результате воскресения Иисуса (1Пет 1:3) Поэтому их жизнь устремлена к небу, туда, где находится их наследство (ст 4) Это выраженное в надежде устремление должно затрагивать всю жизнь человека Благодаря Иисусу и Его жертве (1Пет 1:18,19) верующие стали новым царств священством (1Пет 2:9) Теперь им надлежит свидет-вовать перед язычниками о своем преображении (1Пет 2:12), оставаясь, тем не менее, послушными человеч начальству как в политич (ст 13 и след), так и в социальной сферах (ст 18 и след) Жизнь, обновленная Христом, должна оказывать свое влияние и на эти области межчеловеч отношений Естественно, что перемены, происходящие в возрожденном человеке, должны затронуть и брачные узы (1Пет 3:1 и след), и церк жизнь (1Пет 5:1 и след) Жизнь в надежде - это жизнь на чужбине Даруемая возрождением надежда превращает земную родину в чужбину Жизнь в надежде сопровождается страданиями (1Пет 3:14), поскольку это жизнь в общении с Иисусом и в следовании за Ним (1Пет 2:21 и след; 3:18 и след) Но тому, кто надеется, и страдание приносит блаженство (1Пет 4:1 и след,13 и след);
2) Второе послание продолжает эту тему В возрожденных к упованию и возрастающих духом уже проявляется Божья сила(2Пет 1:3) Опасность исходит только от тех, кто оставил надежду, кто противится Божьей силе и не желает слышать наставляющее слово Вместо того чтобы продвигаться к цели, такие люди впадают в заблуждение (2Пет 2:15) и безудержно предаются греху (ст 13 и след, 22) Распространению лжеучения особенно способствует то, что эти осквернители, бесспорно, пережившие встречу с Богом и обращение (ст 20) и познавшие путь правды (ст 21), выступают как пророки и учителя На деле же они стремятся искушать других (ст 1-3), являясь "безводными источниками", "облаками гонимыми бурей" (ст 17) Тот, кто надеется напиться у них живой воды, пребывает в постоянной жажде "Гонимые бурей", они потеряли верное направление и спасит цель Зароком против скверны этих лжеучителей, против отпадения от веры и залогом возобновления привязанности к миру является ясное осознание гибельности этого мира и устремленность к миру новому (2Пет 3:11-14) Так, взаимно дополняя друг друга, оба посланияПетра учат возрожденного человека во всем уповать на Господа
Поделиться: