Послания К Коринфянам - это...
I АВТОР И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НАПИСАНИЯ
Эти два тесно связанных между собой послания к церкви в Коринфе написаны ап Павлом (1Кор 1:1; 2Кор 1:1) Они, а также сведения, сообщаемые в книге Деяния (18:1- 17; 20:1-5), позволяют нам составить довольно отчетливое представление о жизни одной из раннехрист общин:
1)Павел пришел в см Коринф из Афин во время своего второго миссионерского путешествия, причем сначала он был один Здесь он нашел приют у Акилы (см Акила) и Прискиллы (см Прискилла) (Деян 18:1-3), а после прибытия своих сотрудников Силы и Тимофея он "побуждаем был духом" проповедовать Христа (ст 5; 2Кор 1:19) После того как местные иудеи отвергли Благую Весть, Павел расстался с ними и переселился к Титию Иусту, дом к-рого находился рядом с синагогой В течение полутора лет Павел продолжал свою успешную (отдельные иудеи и множество неиудеев пришли к вере; Деян 18;5-8), но явно небезопасную для него деятельность (ср ст 9 и след) Разгневанные иудеи обратились с жалобой на него к проконсулу см Галлиону, но не добились успеха (ст 11-17) Павел получил возможность продолжить свое служение и покинул Коринф лишь нек-рое время спустя (ст 18); его работа была продолжена см Аполлосом (ст 27 и след; 19:1);
2) когда Павел, совершая свое третье миссионерское путешествие, находился в Эфесе (осень 52 г - лето 55 г по РХ), он, вероятно, направил коринфянам некое, не дошедшее до нас послание, в к-ром призывал их к нравств чистоте (1Кор 5:9) В ответ на это коринфяне попросили его о дальнейших наставлениях (1Кор 7:1) и направили в Эфес своих посланцев (1Кор 16:17) Павлу стало известно, что в Коринфской церкви образовались отдельные группы, к-рые в спорах ссылаются на разных учителей (Павла, Аполлоса и др) (1Кор 1:11 и след) Протестуя против подобного разделения, одна из групп назвала себя "Христовой", те принадлежащей Христу К разногласиям такого рода(1Кор 3:3) добавлялись личные споры, тяжбы на языч суде (1Кор 6:1-8), недостойное поведение при совершении Вечери Господней (1Кор 11:17 и след) и отрицание воскресения из мертвых (1Кор 15:12) Греховные привычки, мирское мировоззрение и пристрастие к философским спорам пагубно влияли на молодую церковь;
3) ранее Павел направил Тимофея в Коринф, по-видимому, каким-то окольным путем (1Кор 4:17; 16:10) Находясь в Эфесе (ст 8), Павел пишет свое второе послание (известное нам как Первое ПкК), в к-ром еще раз высказывает свое мнение о происходящем в Коринфской церкви и отвечает на вопросы коринфян Здесь же, в Эфесе, находится см Аполлос, к-рый пока еще не намерен возвращаться в Коринф (ст 12) Апостол требует безусловного удаления из церкви всего греховного (1Кор 5:13), призывает к единству (1Кор 1:10; 12) и к любви (1Кор 13; 16:14) Послание, вероятно, было написано незадолго до праздника Пятидесятницы (ср 1Кор 16:8), возм, в 54 или 55 г по РХ;
4) в 2Кор 2:1; 12:14; 13:1, вероятно, говорится о посещении Павлом Коринфа, не упомянутом в Деяниях Ситуация там, видимо, настолько обострилась, что потребовалось присутствие апостола Но, очевидно, его пребывание там было кратким и, на первый взгляд, безуспешным; похоже, что какая-то часть членов церковной общины отказалась признавать апостола и повиноваться ему (2Кор 10:1,10; ср также 1Кор 4:3-5)Павел ответил на это тназ "слезным посланием" (2Кор 2:4; 7:8 и след,12), к-рое также не сохранилось Нередко высказывается мнение о том, что оно содержится в 2Кор 10-13 Такое предположение кажется маловероятным, если исходить из того, что о путешествии в Коринф Тита, к-рый, вероятно, и передал "слезное послание", говорится как об уже свершившемся факте (2Кор 12:18) Вскоре после этих событий в Ефесе начались гонения на христиан (Деян 19:23 и след), и апостол, видимо, оказался в заточении (ср Рим 16:3 и след; 2Кор 1:8-10) После освобождения он покинул город (летом 55 г по РХ) и отправился через Троаду в Македонию (Деян 20:1; ср 1Кор 16:5-8) Здесь состоялась его долгожданная встреча с Титом, к-рый сообщил ему, что коринфяне признали свою неправоту и, искренне раскаявшись, вернулись к послушанию (2Кор 7:6-16);
5) радуясь вновь обретенному общению с коринфянами, Павел, находившийся теперь в Македонии, вновь пишет им послание (Второе ПкК) Апостол увещевает верующих простить виновных и призывает к любви внутри церкви (2Кор 2:6-8) Он затрагивает вопрос о пожертвованиях для Иерусалима (2Кор 8-9) и для их сбора отправляет в Коринф Тита с двумя братьями (2Кор 8:16-24)Апостол сообщает о своем намерении в скором времени посетить Коринф, после чего возвращается к аргументам своих противников (2Кор 10-13)Общение с коринфянами не должно быть поставлено под угрозу из-за неясности или недосказанности, поэтому в послании четко говорится о несовместимости любви к церкви с грехом и непослушанием То обстоят-во, что Второе ПкК одноврем адресовано всем святым по всей Ахаии (2Кор 1:1), подчеркивает принципиальность этого разъяснения;
6) три месяца, проведенные Павлом в Греции (Деян 20:2,3; зима 55/56 гг), вероятно, стали намеченной им зимовкой в Коринфе (см 1Кор 16:6), где он и написал см Послание к Римлянам (см Рим 16:23)
II ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
На первый взгляд кажется, что это послание просто дает практич советы по частным вопросам повседневной жизни одной из церк общин Но на самом деле эти внешне не связанные друг с другом проблемы Коринфской церкви имеют общий корень, из к-рого и произрастают различные беды и раздоры: в церковь проникли люди, одержимые желанием спорить (1Кор 11:16) Вероятно, они так формулировали, а возможно, и домысливали полученные от разных учителей наставления, что вносили в церковь раздоры (1Кор 1:11 и след) Эти споры буквально разрывали церк общину на части Дабы положить конец всякого рода распрям, апостол пишет послание, цель к-рого - восстановить и укрепить церковь на общей основе - на Иисусе Христе
1) КОМПОЗИЦИЯ
Обращение, приветствие и благодарение (1:1-9)
I Обеспечение единства Церкви (1:10 - 8:13):
АЕдинство (1:10 - 2:16):
1 Единый Христос (1:10-17)
2 Противопоставление распятого Христа тщетной премудрости мира (1:18-25)
3 Единое правило Божьего призвания и избрания (1:26-31)
4 Единый критерий проповеди (2:1-5)
5 Единая возможность понимания Божьего откровения (2:6-16)
Б Угроза единству (3:1 - 4:21):
1 Ситуация в Коринфе (3:1-4)
2 Опасность, содержащаяся в ложном почитании работников Божьих (3:5-15)
3 Опасность человеч мудрствования (3:16-23)
4 Опасность присвоения прав Бога (4:1-5)
5 Предупреждение опасностей через смирение (4:6-13)
6 Надлежащее отношение к апостолу и его вести (4:14-21)
В Угроза со стороны мира (5:1 - 8:13):
1 Блудодеяние (5:1-5)
2 Церковь должна очиститься от греха (5:6-13)
3 Церковь должна самостоят справляться с мирскими тяжбами (6:1-11)
4 Человеч тело также принадлежит Христу и должно быть храмом Св Духа (6:12-20)
5 Отношения между полами и нерушимость брака (7:1-40)
6 Свобода и совесть в вопросе об идоложертв яствах (8:1-13)
IIПорядок в Церкви (9:1 - 15:58):
А Внешний порядок (9:1 - 11:34):
1Апостол и Церковь (9:1-23):
а) права апостола (9:1-14);
б) отказ от этих прав (9:15-23)
2 Устремленность к цели - важнейшая предпосылка церк порядка (9:24 - 10:13):
а) сосредоточенность на цели (9:24-27);
б) предостережение от неправедных путей отцов (10:1-13)
3 О еде и питье (10:14-33):
а)Вечеря Господня и идолопоклонство несовместимы (10:14-22);
б) свобода не должна вредить совести ближнего (10:23-33)
4 Собрания верующих в церкви (11:1-34):
а) поведение мужчины и женщины в церк собрании (11:1-15);
б) вечеря любви и Вечеря Господня (11:16-34)
Б Дары Духа (12:1 - 14:40):
1Единство в многообразии даров (12:1-11):
а) корень единства (12:1-6);
б) разнообразие в проявлениях дарований (12:7-11)
2 Необходимость многообразия даров (12:12-31):
а) Церковь как Тело Христово (12:12-26);
б) различное предназначение членов Тела (12:27-31)
3 Любовь как основа всех даров (13:1-13):
а) благочестие и любовь (13:1-3);
б) признаки истинной любви (13:4-7);
в) начальное и совершенное (13:8-13)
4 Взаимодействие дарований (14:1-40):
а) дар пророчества и говорения на иных языках (14:1-14);
б) надлежащее использование дарований (14:15-40)
В Основополагающая надежда церкви (15:1-58):
1 Основное содержание Евангелия (15:1-19):
а) истинность воскресения Христа (15:1-11);
б) значение воскресения мертвых (15:12-19)
2 Благая весть (15:20-34):
а) преодоление смерти (15:20-28);
б) следствие веры в воскресение (15:29-34)
3 Преобразование через смерть (15:35-58):
а) новое тело (15:35-50);
б) преображение (15:51-58)
Заключит часть послания (16:1-24): уведомления, рекомендации, приветствия, благословения
2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Несмотря на многообразие рассматриваемых вопросов, Первое ПкК представляет собой единое целое Противоречия между богатыми и бедными жителями Коринфа сказываются и на церкви К этому добавляется и возникающая во всех церквах напряженность в отношениях между христианами, обращенными из иудеев, и христианами из язычников Явное противоречие наблюдалось и в вопросах об отношениях между полами и о брачном союзе: в то время как одна группа верующих требовала воздержания и безбрачия, вплоть до расторжения существующих браков, другая, проповедуя "духовную" свободу и презирая узаконенные брач союзы, занималась откровенным блудом К этому добавлялось и то, что члены церкви не могли решить внутри общины свои гражд тяжбы Разногласия, обусловленные преувеличенным вниманием к личной свободе и недостаточным осознанием общей цели, проявлялись во всех областях жизни, так что возникала угроза единству церкви В этой ситуации Павел стремится помочь Коринфской церкви стать воистину "единым телом", чтобы разнообразные дарования ее членов способствовали укреплению и возрастанию всего Тела (см Тело VI) во славу Господа Поэтому отдельные частные вопросы рассматриваются в Первом ПкК только после того, как автор дает четкое определение тому основанию, на к-ром только и может быть все установлено (1Кор 3:11) Этим основанием является жертв смерть Христа (1Кор 1:13) Именно это свидет-вуется в слове о кресте (ст 18), принятие к-рого делает человека членом Тела Христова, оправ-дывает и освящает его Вся заслуга в этом принадлежит только Христу (ст 30 и след) Не мудрость мира, а сила Божьего откровения открывает путь к спасению (1Кор 1:19 и след; 2), превращает церковь в БожийХрам, в к-ром живет Его Дух (1Кор 3:16-23) Этот принцип является определяющим и при ответах на другие вопросы С одной стороны, в нек-рых сферах не может устанавливаться никаких норм, и каждый верующий в той или иной ситуации должен руководствоваться своей совестью пред Богом Это относится, напр, к вопросам о безбрачии (1Кор 7) и о разрешенных яствах (1Кор 8; 10:14 и след,23 и след); мерилом здесь должно быть чуткое отношение к братьям во Христе С др стороны, там, где существует установленный Богом порядок, его нельзя нарушать Никто не вправе требовать себе каких-либо привилегий, особенно если это угрожает единству церкви Заботой о поддержании порядка в церкви продиктованы запрещение сексуальной распущенности (1Кор 6:13-20), запрещение участвовать в языч культовых обрядах (1Кор 10:14-22), требование достойно участвовать в Вечере Господней (1Кор 11) и надлежащим образом вести себя во время богослужебных собраний (1Кор 14), соблюдая правила, установленные особо для мужчин и особо для женщин (1Кор 11:3 и след; 14:34 и след; см Богослужение, V,3) Все эти проблемы следует решать в мире и согласии, причем члены церкви должны не искать для себя особого положения, а гармонично вливаться в единое Тело(1Кор 12) и руководствоваться в своих делах и стремлениях любовью (1Кор 13) Тогда они смогут достичь великой цели: воскресения из мертвых и окончат соединения с Христом (1Кор 15) (1Кор 9:24-27)
III ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
Это послание, темой к-рого является служение, можно поставить в один ряд с Посланием к Филиппийцам Касаясь одного и того же вопроса, оба послания рассматривают его с разных сторон В Послании к Филиппийцам автор призывает церковь активнее включаться в работу для своего Господа; во Втором ПкК Павел говорит как служитель Христа, к-рому уже приходилось обращаться к своей церкви с нелестными словами
1) КОМПОЗИЦИЯ
Обращение и приветствие (1:1 и след)
I Общность в утешении (1:3 - 2:11):
1 Бог - утешитель во всякой скорби (1:3-5)
2 Общность в страдании, заступничестве и славе (1:6-14)
3 Верность данному слову (1:15-22)
4 Горькие обличения как путь к радости (1:23 - 2:4)
5 Прощение восстанавливает общность (2:5-11)
II Праведное служение Христу (2:12 - 6:10):
А Характеристика служения (2:12 - 4:18):
1 Предназначение благовестника (2:12-17)
2 Снаряжение посланника (3:1-6)
3 Озаряющая сила служения (3:7 - 4:6)
4 Притеснения в служении (4:7-18)
Б Цель служения и его основа (5:1 - 6:10):
1Сила надежды (5:1-10)
2Сила страха Господня (5:11-16)
3 Божьи деяния во Христе (5:17-21)
4 Божьи деяния в соработниках Христа (6:1-10)
III Жизненные устои церкви (6:11 - 9:15):
А Основополагающая заповедь: отделение от мира (6:11-18)
Б Воздействие слов апостола (7:1-16):
1 Раскаяние (7:1-9)
2 Послушание (7:10-16)
В Подтверждение общности святых (8:1 - 9:15):
1 Достойная подражания помощь бедствующим (8:1-7)
2 Призыв к истинной любви (8:8-15)
3 Надлежащее распоряжение приношениями (8:16-24)
4 Усердие во вспоможении (9:1-5)
5 Действие общности верующих (9:6-15)
IV Полномочия апостола (10:1 - 13:10):
А Полномочия (10:1 - 11:6):
1 Упрек в хождении по плоти (10:1-6)
2 Полномочия от Господа (10:7-18)
3 Равенство прав всех апостолов (11:1-6)
Б Использование полномочий (11:7 - 12:10):
1 Отказ от положенных прав (11:7-15)
2 Страдания ради Благой Вести (11:16-32)
3 Откровения (12:1-10)
В Воздействие полномочий (12:11 - 13:10): исправление и очищение церкви
Заключение: приветствия и благословения (13:11-13)
2) БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Основополаг тезисы Второго ПкК заложены в его первой части Бог, как утешитель во всякой скорби, превращает утешенных в утешителей, дабы они сами могли утешать "находящихся во всякой скорби" (2Кор 1:4) В руке Господа человек становится Божьим орудием, и общение в Церкви Христовой дает ее членам утешение, ибо верующие сострадают друг другу (ст 6) и молятся друг за друга (ст 11) Заслугой верующего перед Христом будет его готовность прийти на помощь своему ближнему В основе такой связи Павла с коринфянами лежит верность апостола однажды данному слову Доверие к Богу основано на том, что во Христе Он исполнил все Свои обетования Вторым признаком общения является уважение к братьям Так, Павел из уважения к церк общине откладывает свое посещение Коринфа Третий признак - недопустимость осуждения: упавшему брату надо помочь подняться, постараться вернуть его на истинный путь Четвертый - любовь и забота, к-рой был исполнен Павел, находясь в Троаде Служение утешения заповедано всем верующим, но не все пригодны для такого служения; эту тему Павел раскрывает на основании собств опыта Поскольку в церкви объединены верующие, обращенные из иудеев и из язычников, то вначале Павел противопоставляет служение НЗ служению ВЗ Оба служения озарены славой, но в ВЗ эта слава преходяща (2Кор 3:7,13), а в НЗ - вечна, ибо служитель НЗ полностью и навсегда преображается в образ Господа (ст 18) Если сила слова захватывает служителя и позволяет ему испытать на себе Божью милость (2Кор 4:1), то сила служения многообразно отражается в нем самом, очищая и преобразуя его жизнь, его сущность, его отношение к Слову Божьему и к людям (ст 2) Встреча с Христом преображает служителя, позволяя ему нести свет миру (ст 6) Служитель проходит особую школу страдания, к-рое должно преодолеваться верой Это испытал на себе ПавелСила страдания становится благословляющей силой (ст 10), к-рая действует в людях, уверенных в том, что им приготовлено жилище на небесах, и радующихся этому Такие люди подчиняют свою жизнь одной цели - стремлению в небесную обитель Уверенность в своем спасении не должна приводить к заносчивости; испытывая страх Господень, верующий помнит о грядущем Суде и воздаянии (2Кор 5:10) Определяющим условием при вынесении приговора будет не то, как относились к нам люди, а то, как мы относились к ним Поэтому Павел делает все, что в его силах, для церкви в Коринфе, за к-рую он должен будет держать ответ перед Богом Так, люди, к-рым Христос дает слово примирения, преображаются, заботясь уже не о себе, а только о славе Божьей и о спасении людей Полномочия Павла, к-рые не меньше, чем полномочия других апостолов, не что иное, как жизнь ради ближних, как отказ от прилежащих ему прав Эти полномочия дают ему право наставлять и увещевать Законность прав Павла подтверждается теми страданиями, к-рые ему пришлось претерпеть ради благовествования, а также тем, что Бог даровал ему в откровениях, как на это сдержанно намекает сам Павел
Поделиться: