Послание К Евреям - это...

I АВТОР
Вопрос об авторстве ПкЕ с самого начала вызывал споры, поскольку имя автора здесь не названо Восточная Церковь признает автором ПкЕ ап Павла, а Западная - Варнаву МЛютер высказал предположение, что послание написано Аполлосом Мы же будем полагаться лишь на те сведения, к-рые имеются в самом ПкЕ Его автор принял Благую Весть от тех, кто слышал ее от Самого Иисуса Христа, свидет-во Которого было подкреплено чудесами, знамениями и раздаянием Св Духа (Евр 2:3 и след) Он не входил в ближайшее окружение Иисуса, хотя пришел к вере одним из первых Автор ПкЕ принадлежал к той церк общине, к к-рой адресовал свое послание и к к-рой намерен был вернуться (Евр 13:19,23) Он обращается к своим читателям как учитель(Евр 5:11 - 6:8; 10:26-31; 12:14-17) Судя по его глубокому знанию ВЗ и иуд обрядов, он был евреем, а учитывая прекрасный лит стиль послания, можно предположить, что он получил эллинистич образование Возм, послание было написано в Италии (Евр 13:24)
II АДРЕСАТ
Указание на то, что послание обращено к евреям, имеется лишь в его заглавии Многократное обращение автора к текстам ВЗ указывает на то, что оно было ад-ресовано знатокам Писания Все это дает возможность говорить о существовании иудеохрист общины, но вопрос о том, где ее следует искать, остается нерешенным Из отдельных деталей вырисовывается общая картина жизни общины Достойные подражания наставники (Евр 13:7) заложили хорошие основы учения (Евр 6:1) Во время гонений, завершившихся для нек-рых членов общины тюремным заключением или утратой состояния, верующие доказали стойкость своей веры, выдержав "великий подвиг страданий" и приняв "участие в делах других, находившихся в таком же состоянии" (Евр 10:32-34) Бог не забыл их "дело и труд любви", к-рые они совершили "во имя Его, послужив и служа святым" (Евр 6:10) Тем не менее дальнейшее существование общины находилось под угрозой Верующие перестали расти в познании Писания и в духовной жизни (Евр 5:11-14) Новые гонения они, очевидно, переносили не так стойко, как прежние (ср Евр 10:35 и след; 13:3,13)Стремление к спасению у них ослабло (Евр 12:12-17), и нек-рые покинули общину (Евр 10:25) Если церковь не восстановит свои силы, предупреждает автор, то многие окажутся оскверненными от соприкосновения с распространяющейся нечистотой (Евр 12:15)
IIIВРЕМЯ СОЗДАНИЯ
Самое раннее свидет-во существования ПкЕ - его цитирование Климентом Александрийским в его Первом послании (90-100 гг по РХ) Поскольку ПкЕ предполагает, что в Иерусалимском храме проходили службы, то можно утверждать, что оно было написано до разрушения Иерусалима в 70 г по РХ Тк первые наставники церк общины, лично видевшие и слышавшие Христа (Евр 2:3), уже умерли (Евр 13:7), то временем написания ПкЕ можно считать начало или середину 60 гг (62 г по РХ - смертьИакова, 64 г по РХ - первые гонения на христиан в Риме)
IV ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ
Автор ПкЕ подчеркивает роль личности Христа как Первосвященника Нового Завета Тем самым он стремится предостеречь иудеохристиан от возврата к внешним обрядовым формам ВЗ Цель ПкЕ - увещевание, предостережение от отпадения и призыв к верности За каждым сравнением Иисуса с Моисеем, Аароном, Мельхиседеком и др следуют увещевания и предупреждения о том, что отпадение может произойти на любой духовной ступени; чем выше поднялся верующий, тем страшнее будут последствия его отпадения Автор стремится показать, что прирастание познаний требует укрепления верности и святости, а возрастание в святости приведет к углублению познания
V КОМПОЗИЦИЯ
АСлава Христова (1:1 - 7:28):
1 Превосходство Христа над пророками (1:1-3)
2 Превосходство Христа над ангелами (1:4 - 2:18):
а) свидет-ва из Писания (1:4-14);
б) предостережение (2:1-4);
в) необходимость временной униженности Иисуса (2:5-18)
3 Превосходство Христа над Моисеем (3:1 - 4:13):
а) сравнение Иисуса с Моисеем (3:1-6);
б) предостережение (3:7 - 4:13)
4 Превосходство Христа над Аароном (4:14 - 6:20):
а) сравнение Иисуса с Аароном (4:14 - 5:10);
б) увещевание (5:11 - 6:20)
5 Превосходство Христа над Мелхиседеком (7:1-28):
а) превосходство Мелхиседека над Авраамом (ст 1-4);
б) превосходство Мелхиседека над левитами (ст 5-10);
в) превосходство Христа над всеми (ст 11-28)
БСпасение при новом священстве (8:1 - 13:22):
1 Необходимость заключения нового завета (8:1 - 9:10):
а) служение в истинной скинии Божьей (8:1-5);
б)новыйБожийнарод (ст 6-13);
в) временный характер ветхозаветного богослужения (9:1-10)
2 Блага спасения нового завета (9:11 - 10:39):
а) дарования во Христе (9:11 - 10:18); воздействие крови Христа (9:11-28): вечное спасение, очищение для служения, укрепление завета, устранение грехов через вхождение в небесное святилище; послушание и святость как следствие принесения в жертву тела Христа (10:1-18);
б) увещевание и предостережение верующих (ст 19-39)
3 Жизнь в вере (11:1 - 13:19):
а) сущность веры (11:1-6);
б) свидетели веры в Ветхом Завете (ст 7-40);
в) жизнь в вере в Новом Завете (12:1 - 13:21): жизнь по примеру Христа (12:1-3); Бог воспитывает верующих (ст 4-11); жизнь в святости (ст 12-17); жизнь по верно воспринятому Слову (ст 18-29); отдельные наставления (13:1-19)
В Заключение: приветствия и благословение (ст 20-25)
VI БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
ПкЕ указывает на превосходство нового завета над старым (ветхим) Новый завет несет в себе совершенное откровение Божье в Христе (Евр 1:1-3)Ветхий завет - прообраз нового и подготовка к нему (Евр 8:7-13; ср Иер 31:31 и след)Христос, наследник всего сотворенного (Евр 1:2), "образ ипостаси" Бога и сияние Его славы (ст 3), унизил Себя, чтобы, будучи истинным Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:10; 7:15-17), принести Себя в жертву: в святости (7:26), сострадании (Евр 4:15) и послушании (Евр 10:7) То, что не было достигнуто всеми жертвоприношениями, совершавшимися в ветхозаветных богослужениях (Евр 10:1-4), сделал Иисус Христос "Своею Кровью" (Евр 9:12), принеся в жертву Свое тело(Евр 10:10): Он приобрел вечное искупление (Евр 9:12), устранил грех (ст 26), "очистил совесть" людей "от мертвых дел" для истинного служения Богу Живому и Истинному (ст 14) Многочисл ветхозаветным жертвам противопоставлена однажды принесенная несравненная жертва Христа, через к-рую Он навсегда "сделал совершенными освящаемых" (Евр 10:10,14)Земноесвятилище (скиния и храм) уступило место святилищу небесному (Евр 8:2), вход в которое ве-рующим открыл Своей кровью Христос(Евр 10:19-23) Вместе с новым священством вступил в силу и новый Закон (Евр 7:12) - закон Веры, к-рая преодолевает видимую бренность "осуществлением ожидания и уверенностью в невидимом" (Евр 11:1,4-38) Церковь призвана к вере (Евр 10:35-39), поскольку при всей превосходящей славе нового завета все же существует опасность отпадения - преднамеренный грех может воспрепятствовать спасению верующих (Евр 6:4-6; 10:26 и след) Поэтому Церковь сравнивается с народом Израиля во времена странствования его по пустыне (Евр 3:7-19) Члены Церкви несут ответственность друг за друга, поскольку отставший становится "горьким корнем" раздора и причиной осквернения всех ее членов (Евр 12:15 и след; ср 3:12 и след; 4:1,11)







































Поделиться:

Реклама