Послание Иакова - это...
I АВТОР
В начале послания автор, приветствуя братьев в рассеянии, говорит о себе: "Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа" (Иак 1:1) При этом он не сообщает о своем апостольстве, из чего можно заключить, что послание было написано см Иаковом (4), братом Господним, авторство к-рого подтверждается и церк преданием
II АДРЕСАТ И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Послание обращено к христианам (Иак 2:1,5,7) из иудеев, "находящимся в рассеянии" (Иак 1:1 - греч эн те диаспора) Из текста послания видно, что эти люди хорошо знали сельское хоз-во (Иак 5:4,7) и жили, вероятно, недалеко от Палестины; нек-рые из них были, видимо, ремесленниками или торговцами (Иак 4:13) Не вполне ясным представляется положение "богатых" среди остальных христиан: они - члены общины (Иак 1:10; 2:2), но в то же время противопоставлены остальным христианам (Иак 2:6,7; 5:1-6) Поскольку собрание обозначено здесь словом сюнагоге (Иак 2:2), ученые высказывали предположение, что этими "богатыми" были иудеохристиане, еще не окончат порвавшие с евр общиной и ее богослужением Однако среди адресатов ПИ уже были учителя (Иак 3:1) и пресвитеры церкви (экклесиа; Иак 5:14) Эти не поддающиеся сегодня однозначному толкованию обстоят-ва дают основание относить ПИ ко времени зарождения первых христ общин Многие ученые рассматривают его как древнейший новозаветный текст, к-рый, возм, был написан еще до Апостольского собора (см Апостольский собор), тк в нем отсутствуют к-л сведения об обращенных язычниках и ничего не говорится об обязательном исполнении Закона христианами Возм, что иудеохристиане, к к-рым направлено послание, жили в Сирии, в окрестностях Антиохии (см Деян 11:19) Однако другие ученые датируют ПИ прим 60 г по РХ Видимо, адресаты послания знали основные положения учения Павла, след, к этому времени по крайней мере нек-рые из апостольских посланий уже были написаны Во всяком случае, отсутствие упоминания о разрушении Иерусалимского храма дает основание считать, что ПИ было написано до 70 г по РХ
III ПОСЛАНИЕ ИАКОВА И ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ
ПИ во многом схоже с благовествованием Иисуса Христа, по крайней мере с тем, как оно изложено в первых трех Евангелиях Прежде всего это относится к стилистике повествования с ее насыщенностью образами, взятыми из мира природы Кр того, в нем автор постоянно обращается к учению Иисуса и, прежде всего, к Нагорной проповеди, хотя и не приводит при этом прямых цитат Можно предположить, что автор и его читатели хорошо знали содержание проповеди Иисуса, что дает ключ к решению вопроса о происхождении Евангелий Ср Иак 1:4 с Мф 5:48; Иак 1:5,6,17 с Мф 7:7-11; 21:21,22; Иак 1:22 с Мф 7:21-27; Иак 2:5 с Лк 6:20 ("блаженны нищие"); Иак 2:8 с Мк 12:31; Иак 2:13 с Мф 5:7; Иак 3:12 с Мф 7:16; Иак 3:18 с Мф 5:9; Иак 4:4 с Мф 6:24; Иак 4:11,12 с Мф 7:1; Иак 4:12 с Мф 10:28; Иак 4:13,14 с Лк 12:16-20; Иак 4:17 с Лк 12:47; Иак 5:1 с Лк 6:24,25; Иак 5:2,3 с Мф 6:19; Иак 5:12 с Мф 5:34-37
IV СОДЕРЖАНИЕ
ПИ обращено к тем христианам, к-рые, будучи знакомы с учением Иисуса (см Иак 3:1), нуждались в практич помощи, чтобы строить свою жизнь не на эгоистич расчете, а на вере Раскрыв сущность всякого искушения и его причины (Иак 1:2-18), автор призывает верующих поступать по Слову Божьему (ст 19-27), что несовместимо с лицеприятием (Иак 2:1-13)Вера, не находящая выражения в делах, мертва: никто не может апеллировать к своей исключит умозрительной вере (ст 14-26) В общении между людьми должны господствовать даруемая свыше мудрость и смирение, а не безудержное пустословие, себялюбивые распри, клевета и взаимное осуждение(Иак 3:1 - 4:12) Человеком должна руководить Божья воля, а не стремление к выгоде (Иак 4:13 - 5:6) В заключение Иаков призывает к долготерпению в страданиях (ст 7-11), к искренности, не требующей никаких клятв (ст 12), напоминает о силе молитвы (ст 13-18) и о необходимости помогать братьям, уклонившимся от истины (ст 19,20)
V ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ
Было бы ошибкой, подобно МЛютеру, назвавшему ПИ "полным соломы" и протестовавшему против включения этой книги в канон, искать в нем основополагающие теоретич высказы-вания (см Вера, II,6) Выдвинутые автором идеи понятны человеку, оказавшемуся в нужде и имеющему личный опыт повседневного борения в вере Для него раскрывается значение трезвого и практичного подхода Иакова, глубоко и ясно понимающего трудности и опасности духовной жизни и своими наставлениями укрепляющего дух верующего
Поделиться: