Поповцы - это...

ПОПО́ВЦЫ — часть старообрядцев, сохранивших священство и таинства. П. оформились к концу XVII в. и жили преимущественно на реках Соже, Оке, Волге и в других областях России. В конце XVIII — начале XIX в. центр П. находился в Москве, на территории, прилегающей к Рогожскому кладбищу.

П. отказывались признавать светские власти, а Никоновскую церковь считали еретической. Принимали беглых попов из синодской (никоновской) церкви после перекрещивания или миропомазания. Признавали христианские таинства и учение о церковной иерархии.

Позднее, как и беспоповцы, П. разделились на несколько толков. Наиболее известные толки — аввакумовщина, афиногеновское согласие (афиногеновщина), дьяково согласие, епифаново согласие (епифановщина), лужково согласие, перемазовщина, сусловское согласие (сусловцы), чернобольцы.

Авваку́мовщина (ону́фриевщина) — поповский толк, основателем которого был старец Онуфрий, один из настоятелей Керженских скитов в Нижегородской губернии. Онуфрий учил о трех естествах Пресвятой Троицы, о воплощении Христа от Девы Марии не ипостасью, а благодатью и т. п. После 1717 г. онуфриевщина стала постепенно исчезать, но следы учения сохранились до нашего времени.

Афиноге́новское согла́сие (афиноге́новщина) — получило свое название по имени своего основателя — старообрядческого лжеепископа Афиногена, беглого дьякона новоиерусалимского Воскресенского монастыря, который, завоевав расположение стародубского попа Патрикия, рукополагал П. в попы и дьяконы. Впоследствии, разоблаченный Патрикием, Афиноген бежал в Польшу, но некоторые последователи продолжали считать его епископом, образовав особое согласие.

Дья́ково (дья́коновцев) согла́сие (дья́коновщина) — возникло в начале XVIII в. на р. Керженец от перехтенского дьякона Александра, постриженника Софониева. Движение было широко распространено в Стародубье. Свое название дьяконовцы получили потому, что их дьяконы на богослужении кадили крестообразно и проклинали всех тех, кто кадил иначе. Дьяконовцы положили начало таким течениям, как афиногеновское и сусловское согласия.

Епифа́ново согла́сие (епифа́новщина) — получило свое название по имени лжеепископа Епифания Яковлева, которого его последователи принимали за истинного епископа и страдальца. Согласие это было распространено в Стародубье и на Ветке, а к концу XVIII в. имели свои церкви и монастырь.

Лужко́во согла́сие (лужко́вцы) — оформилось в 20-е годы XIX в. в Стародубье и получило свое название от одной из стародубских слобод, именуемой Лужки, где оно первоначально появилось. Впоследствии распространились на Дону в Курской губ., в Молдавии и других местностях. Лужковцы признавали истинным только тайное священство, независимое от гражданских и церковных властей, отменили молитву за царя, запрещали принимать присягу и нести воинскую службу, были противниками метрических записей.

Су́словское согла́сие (су́словцы) — получило название по имени одного из последователей — Феодора Суслова; было распространено в XVIII в. в Черниговской губернии. Сусловцы принимали к себе не всех священников, а лишь тех, которые были поставлены великороссийскими епископами и могли доказать преемственность по нисходящей линии рукоположивших их епископов от московских патриархов Филарета и Иосифа.

Перема́зовщина — поповский толк второй половины XVIII в. Свое название перемазанцы получили потому, что совершали над беглыми попами обряд миропомазания (сначала миром, которое освящали сами, а затем маслом), что в Стародубщине тогда не делалось. Были распространены в Керженце, Стародубье и на Иргизе. Центр перемазанцев располагался в Москве на Рогожском кладбище.

Чернобо́льцы — поповский толк, основанный во второй половине XVIII в. в местечке Чернобыль Киевской губернии Радомысльского уезда. Основателями толка были Иларион по прозвищу "коровьи ножки", Никифор Иларионов и Павел Григорьев. Последователи толка верили в близость кончины мира, не принимали паспортов и воинской присяги, отказывались от молитвы за царя. Чернобольцы не поклонялись кресту, если на нем не было изображения Спасителя. Впоследствии, переселившись на Дунай, в с. Белая Криница слились с другими старообрядцами и получили общее название липован.

В настоящее время существуют три основные группы П.:

1. Единоверческая церковь — ведет свое существование с конца XVIII — начала XIX в. Церковная служба в Единоверческой церкви проходит при соблюдении старообрядческой обрядности. Священники Единоверческой церкви подчиняются Русской православной церкви.

2. Русская православная старообрядческая церковь, принявшая Белокриницкую иерархию.

3. Русская древлеправославная церковь — П., не признающие Белокриницкую иерархию. Существуют с 1923 г. и имеют своего архиепископа, из беглопоповцев.

Литература: Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: дух движения XVII в. М., 1995. С. 424—438; Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. М., 1996. С. 230—231; Роберсон Р. Восточные христианские церкви. СПб., 1999. С. 125; Шахов М. О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М., 2002.


Поделиться:

Реклама