Понимание - это...

ПОНИМАНИЕ - процедура постижения или порождения смысла П не вписывается в субъект-объектную познавательную схему, так как не познание порождает потребность в П, а, наоборот, потребность в П ведет к познанию Категориальный статус П придал Шлейермахер, понимавший его как процедуры обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации, реконструирующей изначальный его замысл Таким образом П у него - это способ экспликации того, что уже изначально предзадано, заложено в тексте Тем самым были сформулированы основы классической концепции П как средства преодоления культурной и временной дистанции Виндельбанд и Риккерт предложили неокантианскую версию П, трактуя его как суть идиографического метода познания, схватывающего индивидуальные особенности исторических фактов и противопоставленного номоте-тическому методу, обобщающему (генерализующему) и устанавливающему законы, суть которого составляет объяснение, противоположенное баденской школой П возможно через установление в науках о культуре "отношения к ценности", в котором и проявляется мера индивидуального разнообразия Благодаря неокантианству, П надолго оказалось связанным с оценочным познанием и актами оценивания, но прежде всего им было заложено ставшее теперь традиционным истолкование П как эвристической познавательной процедуры, дающей приращение знания, а не только "восстанавливающей" изначальное Так была задана совершенно самостоятельная тема гносеологии, эпистемологии и методологии - тема противопоставления или согласования "понимающих" и "объясняющих" схем в научном знании и познании Основная ее тенденция - универсализация процедур П, которые из исторического гуманитарного знания (усилиями Дильтея, М Вебера, Шютца и др) были перенесены в знание социальное, а затем стали рассматриваться как основа, рамка познания Дорефлексивное схватывание смыслов начинает трактоваться как основа любой аналитической операции За П признается функция продуцирования знания, но оно трактуется, в целом как знание, нуждающееся в дополнительных процедурах, позволяющих перевести его в статус знания научного П при этом во многом понимается как интерпретация: объяснение на одном уровне знания подготавливает почву для переинтерпретации фактов на более высоком уровне, переинтерпретация фактов дает новый импульс объяснению, но сама переинтерпретация есть лишь возможность Тем самым П становится возможным толковать как объяснение в понятиях необходимых условий ("как возможно?"), построенное по схеме практического вывода (ГХ фон Вригт) Несколько иной поворот трактовки П задало признание имманентного присутствия в феномене эпистемологического феноменов социокультурного и личностного (постпозитивизм, социология знания) Объяснение в подобных моделях чаще всего трактуется как логическая рационализация уже понятых (размещенных в когнитивной модели) реальных соотношений, для которых необходимо отыскание закона, устанавливающего всеобщее в них В самой уже существующей когнитивной модели признается при этом наличие "образной компоненты" В целом это линия втягивания П в сферу рацио и ее радикализация связана с признанием возможности разных типов рациональности Данный ракурс темы П активно разрабатывается в различных версиях "понимающей" науки (прежде всего, психологии и социологии) Исходной здесь явилась версия описательной психологии Дильтея, сформировавшего методологическую установку на П жизни из нее самой, те ее временности и историчности, и трактовавшего П как непосредственное постижение некоторой душевно-духовно целостности, те как интуитивное проникновение одной жизни в другую М Вебер в версии понимающей социологии снял "психологизм" концепции Дильтея и выдвинул идею формальной рациональности, основанной на принципе максимизации эффективности деятельности в разных сферах социальной жизни, культурно и ментально закрепляемой Соответственно задача социологии формулируется им как анализ смысловых элементов социокультурной жизни, "задающих" возможные меры рационализации Любое социальное действие содержит, по М Веберу, конституирующий его смысл, соотносимый со смыслами действий других людей Реализуемая совокупность таких соотношений образует "смысловую связь поведения", которая является объектом понимающего исследования Эта базовая посылка М Вебера была универсализирована в феноменологической социологии как предпосылка любых социальных взаимодействий, а также социальных структур и институтов, возникающих на их основе, те П стало трактоваться как предоснова любых возможных мыслительных процессов и процедур Отсюда возможно движение или к признанию социологии знания единственно возможной социологией (с ее "экспансированием" как за рамку дисциплинарности, так и за рамку науки в целом), или разработка диалогических кон-цеций социального взаимодействия и "онтологии поступка" (предполагающих и диалоговую, а не только интерпретационную версию П), что ведет к герменевтизации дисциплины Вывод проблематики П за пределы его истолкования как метода или процедур П был осуществлен Хайдеггером и закреплен в концепции герменевтики Гадамера, Хайдеггер трактовал П как специфическое отношение к действительности, в котором человек выступает толкующим себя бытием (те "понимающим бытием"), что означает онтологиза-цию П Он ввел понятие "предпонимание", выражающее развертывание П как онтологического определения человеческого бытия, задающее непреодолимый горизонт познания П как предпонимание изначально и предполагает мышление и поведение - через "предмнения", "предвидения" и "предвосхищения", делая возможным производное ("вторичное") П как методы и процедуры познания Онтологический статус понимания был закреплен герменевтикой, в котором П - центральное понятиеГерменевтика отделяет П как поиск смысла в качестве собственного предмета и П как процедуры приписывания значений, настаивая на изначальной "герме-невтичности человеческого" существования, имманентности ему "понимательности" (что предшествует любым процедурам приписывания значений При этом акцент смещается с самих смыслов на языковые практики-дискурсы как предмет непосредственного анализа Эти различные направления и версии П в истории европейской философской и социальной мысли пытаются синтезировать современная эпистемология и методология прежде всего через разработку проблематики разных типов рациональности В предельной рамке П начинает трактоваться как умение действовать соответственно социокультурному контексту, те оно выражает отношение субъекта, владеющего нормами данной культуры, к произведенному в рамке этой культуры тексту (в расширительном его толковании) Процесс П наделяется деятельностно-коммуникатив-ной природой Задание способов действования и коммуници-рования - это и есть запуск механизмов формирования П В такой трактовке именно П создает смыслы, те последние не понимаются, а продуцируются в процессах П в конкретных деятельностно-коммуникативных ситуациях Понимается не смысл или текст, а коммуникативно-деятельностная ситуация, в которой находится понимающий человек В этом отношении смысл как ситуативно создаваемый и отличается от включаемых в ситуацию в качестве готовых значений Мы всегда понимаем не сделанное, а сделанным Порождаемые смыслы схватываются в процедурах рефлексии Рефлексия не только проясняет смыслы, но и обнаруживает смысловые лакуны, запуская тем самым новые акты смыслопродуци-рующей деятельности и коммуникации Достигнутый уровень П накладывает, в свою очередь, онтологические и интерпретационные ограничения на объекты деятельностного оперирования, но оставляет открытыми диалогово-коммуни-кативные практики, позволяющие выходить за пределы онтологических представлений и утвердившихся интерпретацио-ных схем, перемещая системы значений в новые контексты и провоцируя столкновения разных контекстов (онтологий, языков), а тем самым запуская и новые интерпретации Непонимание при этом может быть истолковано как проявление психологической и (или) теоретической замкнутости мышления, приверженного следованию догматизированным усвоенным схемам, что выражается в неспособности осмысливать новые ситуации коммуницирования и действования (В этом отношении следует заметить, что одну из первых технологий преодоления психологической замкнутости вне проблематики П предложил психоанализ Аналогичную роль играли исследования парадоксов и аномалий в научном знании) Следовательно, условие П - разблокировка процессов мышления в коммуникативно-деятельностных и рефлексивных практиках Тем самым П предполагает прежде всего онтологическое (а не гносеологическое) самоопределение субъекта, будучи проблемой практического отношения и практического разума Именно сращенность человека с бытием и придает П свойство естественно складывающегося события (см также: ГЕРМЕНЕВТИКА, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, ИСТОРИЦИЗМ, ЭКЗЕГЕТИКА)


Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Понимание — 1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат- 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и...
Словарь Логики
Понимание — универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устояв­шихся идей и представлений. П. наделяет смыслом объекты социаль­но-культурной и природной реальности и вводит их тем самым в привычный и связный мир человека....
Философский словарь
- универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. П. наделяет смыслом объекты социально-культурной и природной реальности и вводит их тем самым в привычный и связный мир человека. Оно всегда...
Философский словарь
Философский смыслтермина: Благоразумие, здравый смысл, замысел; душа, сердце как центр интеллектуальной сферы (Гомер); "Нус", который мыслит - это свойствокосмоса (Ксенофан); "Нус" - всевидящий мировой разум как принцип бытия, упорядочивающий космос и причина движения (синоним...
Философский словарь
1. Способность постичь смысл и значение чего-либо н достигнутый благодаря этому результат. 2. Вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания...
Философский словарь
(нем. Verstehen) - в герменевтике раскрытие внутреннего смыслатекста. Складывается из понимания сути содержания, языка текста, исторических обстоятельств его написания, намерений, внутренней культуры, творческой оригинальности автора, традиции, к которой он принадлежит, и,...
Философский словарь
- определенный способ бытия, бытия "здесь-теперь". Феномен П. не относится только к познанию. С П, мы сталкиваемся как в теоретической, так и в повседневной деятельности. Успешность межчеловеческой коммуникации, ориентация в наличной ситуации - все это предполагает в качестве...
Философский словарь
(нем. - Verstehen, англ. - comprehension, understanding, франц. - comprehension) - уразумение смысла или значения чего-либо. В феноменологии, а также в аналитической философии смысл, или значение есть объективная величина, процесс познания которой следует строго отличать от...
Психологический словарь
- выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи.
Психологическая энциклопедия
- выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи.

Поделиться:

Реклама