Полани (polanyi) Майкл - это...

(1891-1976) - брит. ученый и философ, известный своими работами в области философии науки. Выходец из Венгрии. С 1923 работал в Институте физической химии в Берлине. После прихода в Германии к власти нацистов в 1933 эмигрировал в Великобританию, где занимал должность проф. физической химии, затем социальных наук в Манчестерском ун-те. Помимо исследований в области физической химии, где он был, в частности, одним из пионеров применения квантово-механических методов для расчета скоростей химических реакций, П. принадлежит ряд оригинальных работ по философии и социологии науки, из которых наиболее известна кн. "Личностное знание. На пути к посткритической философии" (1958). Имя П. обычно упоминается в одном ряду с именами Поппера, Куна, Фейерабенда, Тулмина и других лидеров постпозитивистской философии науки. Их объединяло критическое отношение к наследию неопозитивизма 20-30-х годов, однако во многих других аспектах их позиции весьма различны, порой - диаметрально противоположны. Напр., Поппер, разрабатывая концепцию критического рационализма, полемизировал не только с логическим эмпиризмом, но и с концепцией "личностного знания" П., обвиняя ее в иррационализме. Само же название книги П. полемически заострено против "критицизма" Поппера и его теории "объективного знания". Другие постпозитивисты оценивали позицию П. как вполне рациональную, ибо ее основной пафос заключался в преодолении ложного идеала деперсонифицированного представления научного знания, ошибочно отождествляемого с его объективностью. Сторонники П. называют его позицию "посткритическим рационализмом". Это означает, во-первых, признание того очевидного факта, что науку делают люди, причем люди, которые обладают мастерством; что искусству познавательной деятельности и ее тонкостям нельзя научиться по учебнику, что оно предполагает овладение большим запасом неявного знания, которое осваивается лишь в непосредственном общении с ученым-мастером. Отсюда следует, во-вторых, что люди, реально делающие науку, не могут быть механически отделены от производимого ими знания и заменены другими людьми, приобщенными к этому знанию только с помощью книг и учебников. И наконец, в-третьих, посредством своей эпистемологии "личностного знания" П. пытается ввести в философию науки мотив научного опыта как внутреннего переживания, внутренней веры в науку, в ее ценность, страстную заинтересованность ученого в поиске объективной научной истины, личностную ответственность перед ней. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985; The Logic of Liberty. L., 1951; Knowing and Being. L., 1969.


Поделиться:

Реклама