Пои-Калян - это...
Пои-Калян — «Подножие Великого». Так называется соборная мечеть Бухары, украшением которой является древний минарет Калян — «Великий минарет».
Соборная мечеть Бухары первоначально находилась у самых стен бухарской цитадели и сильно пострадала в 1067 году во время одной из междоусобных войн. В XII веке правитель Бухары Арслан-хан перенес мечеть подальше от беспокойного места и построил при ней минарет, поразивший своим великолепием современников. «Подобного ему не было нигде, так искусно и красиво он был сделан», — свидетельствует средневековый хронист. Однако этот минарет неожиданно обрушился прямо на строившееся здание мечети, сильно повредив постройку. Его выстроили вновь в 1127 году. Силуэт минарета на протяжении восьми столетий служил главной вертикалью Бухары и был виден далеко окрест.
Минарет Калян — одно из самых выдающихся сооружение подобного рода на мусульманском Востоке. Его использовали не только в качестве башни при мечети, откуда глашатай-азанчи призывал мусульман на молитву, но и в качестве дозорной вышки — с него видны все окрестности города, а позднее он служил местом публичных казней: с минарета сбрасывали на мостовую приговоренных к смерти. Отсюда второе название Великого минарета — минарет Смерти.
Высота минарета — 45,3 м, диаметр у основания — 9 м. Мостиком-переходом минарет соединен с крышей мечети.
Минарет Калян чем-то напоминает делийский Кутб Минар. Он представляет собой мощный, сужающийся к вершине столб, завершенный круглым фонарем с шестнадцатью сквозными арочными проемами. Минарет облицован обожженными керамическими плитками, выполненными в виде различных геометрических фигур — квадрата, круга, полукруга, треугольника, зигзага. Почти посередине минарет опоясывает арабская надпись, выполненная старинной вязью — так называемым куфическим письмом. Эта надпись больше походит на орнамент. Вторая подобная надпись, выполненная на голубых изразцовых плитках, проходит под самым основанием фонаря. Минарет Калян — один из самых первых памятников Средней Азии, в оформлении которого были использованы цветные изразцы.
Существующее здание соборной мечети стоит на месте аналогичной постройки XII века и завершено в 1514 году, в эпоху династии Шейбанидов. Это одно из самых грандиозных зданий Средней Азии той поры. Мечеть занимает площадь 130 x 80 кв. м. Ее окружает традиционный четырехугольный двор с четырьмя айванами, стоящими по сторонам света. Вокруг двора расположены купольные галереи, на мощных столбах которых покоятся 288 кирпичных куполов. Под ними царят прохлада и полумрак. Эта аркада производит очень величественное впечатление. Двор, окруженный высокой оградой, замыкает здание мечети с высоким порталом, украшенным ярко-голубыми, синими и белыми изразцами, мозаичными вставками. Интерьер зала украшают шлифованный кирпич, мозаики, изразцы. Тонкими резными наборными мозаиками украшен и михраб. Над мечетью возвышается двойной купол, облицованный голубыми кирпичами.
В ансамбль мечети входит медресе Мир-Араб — шедевр мусульманского средневекового зодчества. Здание медресе располагается на огромной платформе, которая занимает половину всей площади ансамбля соборной мечети Бухары.
Строительство медресе было начато по инициативе шейха Мир-Араб Иеманского, ближайшего советника и наперсника тогдашнего правителя Бухары Убайдуллы-хана. Чтобы найти средства на постройку медресе, Убайдулла-хан продал в рабство три тысячи персов — мужчин и женщин, и вручил полученные за них деньги шейху. Строительство медресе было закончено в 1535—1536 годах. В его дворе расположены дарасхана — аудитория для занятий, и пышно украшенная усыпальница строителя медресе — шейха Мир-Араба. Здесь же погребен правитель Бухары Убайдулла-хан.
Фасад медресе украшает могучий арочный портал, по углам здания возвышаются две массивные башни — «гульдаста». Над зданием вздымаются два купола на высоких барабанах. Двор и главный фасад медресе выложены цветными майоликовыми плитками и изразцами. Доминирующий цвет — синий. Стены, арки, устои здания покрывают причудливые завитки растительного орнамента, крупная белая арабская вязь на темно-синем фоне, геометрические узоры из покрытых глазурью кирпичей.
Ансамбль Пои-Калян на протяжении столетий был центром древней Бухары, вокруг которого кипела городская жизнь.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: