Подкрепление - это...

(reinforcement) Формулировка "закона эффекта" Торндайка выглядит следующим образом. Закон эффекта гласит: ил неск. реакций на одну и ту же ситуацию, те, к-рые сопровождаются или сменяются состоянием удовлетворения животного, будут, при прочих равных условиях, более тесно связываться с этой ситуацией, так что при ее повторении они будут возникать с большей вероятностью; те реакции, к-рые сопровождаются или сменяются состоянием дискомфорта [раздражающим воздействием], будут, при прочих равных условиях, образовывать более слабые связи с этой ситуацией, так что при ее повторении они будут возникать с меньшей вероятностью. Чем в большей степени будет испытываться удовлетворение или дискомфорт, тем в большей степени будет усиливаться или ослабляться эта связь. С развитием теории П., гл. обр. усилиями Кларка Л. Халла, ключевые термины в формулировке "закона эффекта" - "удовлетворение" и "дискомфорт" - трансформировались в положительное и отрицательное П. Положительное и отрицательное П. - это теорет. понятия, так же как и их предшественники - удовлетворение и дискомфорт, в формулировке Торндайка. Эти эффекты вызываются путем манипулирования более объективными условиями, положительными "подкрепителями" (вознаграждениями, или "удовлетворителями" в терминологии Торндайка) и отрицательными "подкрепителями" (наказующими или раздражающими воздействиями в терминологии Торндайка). Каким бы ни был эффект - положительным или отрицательным, П. зависит от того, подается или устраняется положительный или отрицательный "подкрепитель". Положительное П. может обеспечиваться либо предъявлением вознаграждения, либо устранением наказания в момент осуществления реакции; отрицательное П. может обеспечиваться либо предъявлением карательной меры (наказания, штрафа), либо лишением вознаграждения при появлении реакции. Эти 4 сочетания положены в основу классиф. типов оперантного обусловливания: а) обучение получению вознаграждения : крыса получает пищу после нажатия на рычаг в ящике Скиннера; б) обучение активному избеганию: крыса избегает удара электрическим током, перебегая в противоположную часть клетки с чередующимися участками подачи напряжения; в) обучение пассивному избеганию: крыса подвергается ударам электрического тока, если она спускается с безопасной площадки на окружающую ее сетку; г) обучение бездействию: крыса получает пищу лишь тогда, когда она не нажимает на рычаг в ящике Скиннера. См. также Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание Г. А. Кимбл


Определения, значения слова в других словарях:

Психотерапевтическая энциклопедия
        В контексте учения о высшей нервной деятельности П. называется сочетание безусловного раздражителя, вызывающего биологически значимую реакцию, с предваряющим ее индифферентным стимулом, что приводит к формированию классического условного рефлекса. В качестве...
Психологическая энциклопедия
(Reinforser). Любой стимул, который следует за поведением и повышает вероятность его дальнейшего появления. Позитивное подкрепление связано с получением приятного стимула. Негативное подкрепление усиливает поведение тем, что устраняет неприятный, аверсивный стимул. Первичное...
Психологическая энциклопедия
(Reinforcement). Любое действие, условие или событие, влияющее на движение личности по отношению к цели. Роттер различает внешние и внутренние подкрепления. Подкрепления редко появляются независимо от связанных с ними будущих подкреплений, они обычно предстают в виде цепочек...
Психологическая энциклопедия
В контексте учения о высшей нервной деятельности П. называется сочетание безусловного раздражителя, вызывающего биологически значимую реакцию, с предваряющим ее индифферентным стимулом, что приводит к формированию классического условного рефлекса. В качестве подкрепляющего...
Психологическая энциклопедия
- см. Условный рефлекс.
Психологическая энциклопедия
Процесс, с помощью которого закрепляется реакцияорганизма. Если событие следует за реакцией и в результате этой связи возрастает вероятность повторения реакции в будущем, мы говорим о подкреплении. Оно может быть либо позитивным (реакция сопровождается чем-то необходимым или...
Психологическая энциклопедия
(Reinforcement). В классическом обусловливании - ассоциация, образующаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным стимулом; в оперантном научении - ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реакцией следует подкрепляющий стимул.
Психологическая энциклопедия
Режим подкрепления, при котором подкрепляется каждая реакция.
Психологическая энциклопедия
Подкрепление, которое возникает независимо от любого поведения. О значении той роли, которую такое подкрепление может играть в развитии и поддержании поведения, см. суеверное поведение.
Психологическая энциклопедия
Общий термин для обозначения всех тех режимов подкрепления, при которых некоторые из реакций остаются неподкрепленными. То есть все режимы подкрепления, отличные от непрерывного подкрепления и угасания. Также называется частичным подкреплением.

Поделиться:

Реклама