Подати - это...
I НА СВЯТИЛИЩЕ
Самыми древними П у израильтян были сборы на святилище Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление скинии (Исх 25:1-9; 35:4-29; 36:4-7; 38:24-29), а также на сооружение первого (1Пар 29:2-9) и второго храмов (Езд 2:68 и след; 7:16; Неем 7:70 и след) В дальнейшем денежные П сначала в размере половины серебряного сикля (см Деньги) взимались с каждого "поступающего в исчисление", те с каждого способного воевать мужчины в возрасте от 20 лет (Исх 30:11-16) Это должно было предотвратить поражение израильтян губит язвой во время исчисления народа (ср 2Цар 24) Собранное серебро было использовано при сооружении скинии (Исх 38:25-28) Когда после свержения Гофолии иудеи обратились от служения Ваалу к служению Яхве, царьИоас возобновил сбор дани на поддержание храма, сделав ее ежегодной (4Цар 12:5 и след; 2Пар 24:5 и след,9) Когда затем при Неемии народ вновь обязался соблюдать Закон, то постановил взимать ежегодные П на потребности храма в размере трети сикля; этот сбор предназначался для совершения жертвоприношений во время богослужения (Неем 10:32 и след) Обоснование более низкого размера П на храм не приводится Позднее вернулись к прежнему размеру дани, сохранившемуся до времени Иисуса и взимавшемуся с каждого взрослого израильтянина (Мф 17:24) Эту П стали обозначать по названию греч монеты соотв достоинства - "дидрахмы" Упомянутый в ст 27 статир составлял 4 драхмы и соответствовал одному сиклю (см Деньги) Законом устанавливались следующие П натурой: всё первородное (см Первородство, первородный), к-рое частично можно или нужно было выкупать(Исх 13:11-16; Чис 3:44-51), начатки плодов земли (Исх 23:19; Втор 26:1-10) и см Десятина(Лев 27:30-33; Втор 14:22-29), известная еще во времена Авраама и Иакова(Быт 14:20; 28:22) В Неем 12:44 П на храм собираются и учитываются по трем категориям: приношения, начатки и десятины (в Синод пер приношения делятся на начатки и десятины)
IIПОДАТИ ГОСУДАРСТВУ
Таковые П начали взимать в Израиле только после установления цар власти, когда наряду с племенной организацией возникла независимая от нее система управления:
1) в период существования Иудейского и Израильского царств происходило отчуждение собственности, за счет чего властитель содержал своих чиновников (1Цар 8:14), в то время как израильтяне (ст 12,16; 3Цар 5:13-17)и хананеи (3Цар 9:20 и след) выполняли разнообразные трудовые и служебные повинности В качестве постоянной П царь требовал десятину от урожая зерна, винограда и приплода скота (1Цар 8:15,17); за сбор этих П отвечали 12 чиновников, назнач Соломоном (3Цар 4:7-19) В Ам 7:1, вероятно, говорится и о праве царя собирать первый покос травы В другом месте мы узнаём о П торговцев и купцов (3Цар 10:15): очевидно, это были пошлины на товар и за пользование дорогами К этому прибавлялась дань, к-рую израил цари получали с покоренных народов (2Цар 8:11, 12; 4Цар 3:4; 2Пар 17:11), однако позднее они сами выплачивали дань завоевателям - ассирийцам, вавилонянам и египтянам В подобных обстоят-вах царьМенаим собрал с богатых израильтян в качестве налогов по 50 сиклей серебра, чтобы выплатить требуемую сумму ассир царю Фулу (4Цар 15:20);
2) по возвращении из плена, в период господства персов, в Иудее взимались те же налоги, что и в других перс провинциях (Езд 6:8; Неем 5:4) При этом в Езд 4:13,20; 7:24 различаются три вида П, под к-рыми, возм, следует понимать прямое налогообложение, косвенные налоги на предметы потребления и пошлины за пользование дорогами и мостами Священники, левиты и служащие при храме были освобождены от всех налогов (Езд 7:24) Из поступлений, к-рые должна была отчислять в определ размере каждая провинция, покрывалось также содержание областеначальника, на что в Иудее приходилась сумма в 40 сиклей серебра в деньНеемия отказался от этого жалованья, облегчив то народу бремя налогов (Неем 5:14 и след) Кр того, было дано повеление обеспечивать из налогов, поступавших от провинций, располож зап Евфрата, поставки для храма в Иерусалиме (Езд 6:8; 7:21 и след) Средства поступали несвоеврем, что, вероятно, затягивало его сооружение По особым поводам, как, напр, при женитьбе на Эсфири, перс царь издавал (Есф 2:18) особый указ о льготах в налогообложении;
3) еще при егип царях из династии Птолемеев, а затем при сир династии Селевкидов в Палестине практиковался откуп налогов, что продолжалось и в период рим господства Откупщик брал на себя обязат-во выплачивать казне установленные платежи, впоследствии выжимая свой собственный доход из взятой на откуп земли Рим налогообложение (Мк 12:14; Лк 20:22; 23:2; Рим 13:6 и след) состояло из поземельного налога и подушной П, к-рая, в свою очередь, слагалась из собственно подушной П (Мф 22:17-21) и подоходного налога Монета (ст 19), к-рой платили П, была рим динарием (см Деньги) Далее взималась пошлина на ввоз и вывоз товаров, а также пошлина за пользование дорогами и мостами И эти пошлины также отдавались на откуп, поэтому население ненавидело иуд откупщиков и сборщиков П (см Мытарь, пошлина) С целью установления размера П император отдавал распоряжение о проведении переписи населения и инвентаризации имущества Такой оценкой ко времени рождения Иисуса (Лк 2:1-5) по очереди были охвачены все земли Римской империи Др-евр историк Иосиф Флавий сообщает еще об одной переписи в Иудее, также при Квиринии (см Квириний), в 6 г по РХ, когда эта область, ранее подвластная Архелаю, была превращена в рим провинцию Эта перепись могла стать причиной восстания Иуды-галилеянина (Деян 5:37)
Поделиться: