Плеснер - это...

ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (1892-1985) - немецкий философ, один из родоначальников философской антропологии Профессор в Кельне (с 1926) Первый профессор социологии в Нидерландах (Гронинген) С 1946 - профессор философии и социологии в университете г Геттингена Основные сочинения: "Ступени органического и человек Введение в философскую антропологию" (1928), "Единство чувств" (1923), "Смех и плач" (1941) и др П видел задачу философской антропологии как специальной научно-философской дисциплины в выявлении той базисной структуры человеческого бытия, которая была бы способна объяснить все специфические свойства и характеристики человека Методологическим средством выявления такой структуры П считал феноменологическое описание природной сферы человека Выступал против метафизического пренебрежения биологической стороной человеческого существования П хотел понять человека в единстве его биофизических и духовных сторон, выразившихся в достижениях культуры Общей базисной структурой любого живого тела, включая человека, по П, является позициональность, те способность организма во взаимодействии с окружающей средой ("позициональным полем") поддерживать и сохранять свое единство как целостность и одновременно пребывать в становлении и развитии Согласно П, позициональность реализуется различным образом: у растений - простым "вчленением" в среду; у животных - проявлением определенной самостоятельности по отношению к среде и способностью отличать себя от "чужого"; у человека - "эксцентричностью" Животное, хотя и способно владеть своим телом, растворяется в "здесь-и-сей-час" своего существования и не обладает самосознанием Человек, по П, в отличие от животного, способен занять дистанцию по отношению к собственной "жизненной середине", способен осознать себя как "тело", как "я в теле" и как "я" В то же время "я" не дано само себе как предмет, "я" находится вне центра своего переживания", вне центра своей по-зициональности, что, по П, и выражается понятием "эксцентричности" человека Экс-центричности он придает универсальное значение определяющей черты, проявляющейся и в интеллектуально-нравственной, и в эмоционально-поведенческой сферах Экс-центрическая позициональность проецирует структуру человеческого мира: внешний мир, внутренний мир, мир других людей; задает способы реализации человеческого существования в соответствующих базисных антропологических законах ("естественной искусственности", "опосредованной непосредственности", "утопического места") С экс-центрической позициональностью П связывает также обращение человека к Богу как Абсолюту, противовесу случайности, в котором человек может обрести равновесие и опору своему существованию Тем не менее в силу закона "утопического места" человек мучается сомнениями в существовании Бога Человек не сомневается только в своем собственном существовании в силу своей экс-центричности, считает П, и стремится к бесконечному самоизменению, оставаясь в то же время всегда тайной для самого себя Содержание понятия экс-центричности у П родственно картезианскому принципу, согласно которому человеческая сущность реализует себя в рефлексии Философия, по П, призвана постоянно указывать человеку на величие и нищету его человечности, доводить до его сознания кардинальные вопросы его бытия, вокруг которых он постоянно вращается и которые он должен постоянно решать


Поделиться:

Реклама