Плен - это...
Плен как изгнание, насильств переселение целого народа или его части
I
В качестве прообраза П (= изгнания) можно рассматривать изгнание первых людей из Едемского сада (Быт 3:23 и след)Изгнание, ставшее результатом их непослушания Богу, привело к утрате свободы и явилось трагич предупреждением о том, что отпадение от Бога всегда означает внутр и внешнее порабощение
II
Пребывание Израиля в Египте, сопровождавшееся угнетением народа, также можно назвать П (Исх 1:11-14) Вопли народа были услышаны Богом, и Он, узрев скорби израильтян, послал Моисея, чтобы тот вывел народ из егип рабства (Исх 3:7-10; 20:2; см Исход)
III:
1) во время последовавшего за исходом из Египта странствованием по пустыне Бог предупредил израильтян, что в случае непослушания Его заповедям Он снова может изгнать их и рассеять между народами (Лев 26:33-39; Втор 4:25-28; 28:36,37,64-68) Господь обещал вывести народ только в том случае, если он отречется от своих прегрешений и обратится к Нему (Лев 26:40-45; Втор 4:29-31; 30:1-10) После завоевания земли обетованной израильтяне столь часто проявляли непослушание Богу, что в конце концов население сначала Израильского (Северного), а затем и Иудейского (Южного) царств было угнано в П Тщетно пророки Амос и Осия, Исаия и Михей, Софония и Иеремия призывали народ к обращению и предсказывали грядущее наказание;
2) орудием суда над Северным царством стали ассирийцы, а над Южным - халдеи (вавилоняне) Ассирийцы при Тиглатпаласаре III (745-727 гг до РХ) начали систематич переселение целых народностей Во время походов 733 и 732 гг Тиглатпаласар выселил жителей земли Неффалима, располож на севере Палестины, и колена, жившие вост Иордана, а именно колена Рувима, Гада и полуколено Манассии, после чего отвел их в Халах, в Ару и к Хавору, реке Гозан (в Синод пер Гозан назван рекой, а Хавор - областью; 4Цар 15:29; 1Пар 5:6,26) В Ис 9:1 отражены именно эти события После взятия Самарии Салманасаром (726-722 гг до РХ) его преемник Саргон II (721-705 гг до РХ) завершил переселение, депортировав большую часть оставшегося населения Северного царства в те же вышеназв области и в Мидию (4Цар 17:6; 18:11) Как Тиглатпаласар, так и Саргон упомянули об этих переселениях в своих анналах, причем Саргон указал и число угнанных жителей Самарии: 27 290 человек Покинутые израильтянами самарийские города были заселены жителями Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима (4Цар 17:24) При Ашшурбанапале (ок 640 г до РХ) в страну хлынул новыйпоток переселенцев из Элама, Персии и Вавилонии (Езд 4:9 и след) Из 2Пар 30:1,10 и след становится очевидным, что на тер Северного царства оставалась часть израильтян В результате их смешения с новыми колонистами образовался народ, называемый самарянами (см Самаряне) (4Цар 17:24-41) Какова была судьба угнанных израильтян, неизвестно Лишь немногие из них сохранили связь со своим народом; об их потомках упоминается в НЗ (Лк 2:36; Деян 2:9);
3) евреи, населявшие Южное царство, были угнаны Навуходоносором II (604-562 гг до РХ) в вавил П Это событие оказалось столь важным в истории евр народа, что принято различать допленный и послепленный периоды Этому П предшествовало еще одно ассир переселение, когда Синаххериб (библ Сеннахирим) во время похода против Езекии в 701 г до РХ увел из больших и малых городов Иудеи, по его собств утверждению, 200 150 (?) человек Кр того, довольно большое число евреев после убийства Годолии бежало в Египет Среди беженцев были пророки Иеремия и Варух(Иер 41:11 - 44:30) Переселение в Вавилон проходило в несколько этапов Нек-рые знатные евреи, среди них и пр Даниил, были уведены в П еще в 605 г до РХ, после победы вавилонян при Каркемише (Дан 1:1-4) Затем Навуходоносор пленил в Иерусалиме царя Иехонию, его мать, жен, слуг и придворных, а также 10 тыс воинов и всех ремесленников Захватив город, он вывез оттуда все сокровища храма и цар дворца Лишь малая часть населения осталась в городе (4Цар 24:12-16)Иехония, согласно вавил летописям, был пленен 16 марта 597 г до РХ; отправили же его в Вавилон лишь в апреле след года (2Пар 36:10; Иез 40:1) Этим, вероятно, объясняется датирование пленения Иехонии в одном случае восьмым (4Цар 24:12), а в другом - седьмым годом правления Навуходоносора (Иер 52:28) Трудно сказать, были ли 3023 иудея, названные в Иер 52:28, отдельной группой переселенцев или составляли лишь часть предыдущей группы Захватив и разрушив в 587 г до РХ Иерусалим, Навузардан выселил почти всех оставшихся в живых жителей города, за искл тех, кто был предназначен для работ в поле (4Цар 25:11 и след; 2Пар 36:20; Иер 39:9 и след; 52:15); 832 человека, упомянутые в Иер 52:29, были, видимо, депортированы первыми, еще до падения Иерусалима Между тем, не вся страна была разорена и не все ее жители были выселены Нек-рые города, в тч Массифа(Иер 40:6), видимо, сдались вавилонянам без сопротивления и поэтому были пощажены Кр того, по стране были разбросаны остатки евр войска, ушедшие затем в Египет(Иер 43:4-7) В 582 г Навузардан отвел в Вавилон еще одну группу евреев численностью в 745 человек(Иер 52:30) Указ число - 4600 человек - нельзя рассматривать в качестве общего числа депортированных (даже если учитывать людей, к-рые позже вернулись из П и к-рые, в свою очередь, составили лишь часть всех угнанных в П)
IV
После того как Вавилон был захвачен персами, Кир в 538 г до РХ разрешил жившим в П евреям возвратиться на родину (2Пар 36:22 и след; Езд 1:1-4) Вначале этим разрешением воспользовались 42 360 членов евр общины, а также 7337 рабов и рабынь и 200 певцов и певиц (Езд 2:64 и след) Часть евреев решила остаться в местах высылки (см Есфирь; Зах 6:10; Деян 2:9 и след; см Рассеяние) Вавил П продолжался не 70 лет, как часто считают, а меньше Пророчества в Иер 25:11 и след; 29:10 вовсе не говорят о продолжительности П; они определяют время существования Нововавилонского царства 70 годами, что вполне соответствует периоду 605-539 гг до РХ В 2Пар 36:21 эти 70 лет, возм, означают время, прошедшее между разрушением храма в 587 г и его освящением заново в 515 г до РХ
V
Вавил П сыграл важную роль в истории евр народа благодаря служению таких мужей, как пророки Иезекииль и Даниил (здесь же можно назвать и Иеремию) После разрушения храма народ с большим старанием стал изучать Закон и соблюдать субботу Большее значение придавалось обрезанию как видимому свидет-ву принадлежности к богоизбр народу В П Израиль окончат отказался от идолопоклонства и познал истинную ценность уз, духовно скрепляющих общину Вдали от родины и в отсутствие храма главной в духовной жизни народа оставалась Тора Обращение с пленными, вначале довольно суровое (Пс 136), постепенно становилось более мягким (Иер 29:5-7)Евилмеродах освободил царя Иехонию из темницы и даже позаботился о его обеспечении (4Цар 25:27-30); Даниил(Дан 2:48; 6:3) и Неемия(Неем 1:11) получили высокие должности Евреи принимали участие в экономич жизни Вавилона, многие из них достигли материального благополучия (ср Езд 2:69) и пользовались уважением Подобные успехи порой удерживали их от возвращения на родину см Пленный
Поделиться: