Плач, Оплакивать - это...
Плач, оплакивать (стенания, вопль, жалоба, сетование) Стенания, П и жалобы служат выражением физич или душевных страданий (Иов 9:27; 30:31), безысходного горя и печали (Исх 6:5), а также скорби от содеянных грехов (Иоил 2:12)Вопль верующих обращен к Богу (Пс 63:2; 101:1), Который способен превратить сетование в ликование (Пс 29:12) Однако Бог может запретить пророку сетовать на бедствия, постигшие непокорный народ, равно как и заступаться за него (Иер 7:16)
I
Почти у всех вост народов существовали более или менее устоявшиеся формы ПЛАЧА ПО УМЕРШЕМУ, общественного траура, к-рый мог продолжаться от нескольких дней до нескольких недель Иосифсемь дней оплакивал Иакова, а до него в течение 70 дней это делали египтяне (Быт 50:3,10 и след); по 30 дней израильтяне скорбели по Аарону и Моисею (Чис 20:29; Втор 34:8) Как правило, в тех случаях, когда умирал близкий человек, его родственники нанимали плакальщиков, чаще плакальщиц (Еккл 12:5; Иер 9:17 и след; Мк 5:38; ср Мф 9:23; Лк 8:52), чтобы те оплакали умершего На этот период люди надевали траурные одежды, снимали обувь и украшения, катались в пепле (см Пепел), посыпали голову прахом, прикрывали рот платком, стриглись наголо и наносили себе на кожу царапины Однако у израильтян определ языч формы этих знаков траура были запрещены (Лев 19:27 и след; Втор 14:1; см Плешивый (лысый) Вместе со скорбящими плакальщики преломляли в печали хлеб и подавали им чашу утешения (Иер 16:6 и след; Иез 24:16 и след; 27:30-32) Собственно оплакивание покойника выражалось разными средствами: от громких воплей, горестных причитаний, восклицаний типа: "Увы, брат! Увы, государь!" (3Цар 13:30; Иер 22:18; 34:5), до законченных по форме поэтич произведений, подобных тем, к-рые мы находим у Давида (4Цар 1:17-27; 3:33 и след) Этот П был написан стихотворным размером, называемым "хромающим стихом" (кина) Упоминается в Библии и несохранившаяся "плачевная песнь" Иеремии о царе Иосии, при этом говорится о существовании собрания подобных "плачевных песней" (2Пар 35:25) Особенно скорбным бывал П по единств сыну или первенцу (Иер 6:26; Зах 12:10) Считалось большим несчастьем, если умерший оставался неоплаканным, те не был похоронен по всем правилам (Иер 16:4; 25:33) Из притчи Иисуса можно заключить, что дети в Палестине играли в похороны и в оплакивание покойного (Мф 11:17) Пророки использовали стихотворную форму П по умершему в своих проповедях для предсказания грядущего суда над теми, кто в тот момент был еще жив (Иез 19; 26:17 и след; 27:2 и след; 32:2-16; Ам 5:1,16 и след; ср в НЗ Откр 18:9-19) Пр Исаия развивает эту традицию В Ис 53 в форму П облечено новое содержание: предвещается уже не смерть, а жизнь, происходящая из смерти Ранее Бог установил границы выражения скорби Божьему народу были запрещены нек-рые знаки траура Священники могли нарушить культовую чистоту только в случае смерти самых близких родственников (Лев 21:1-6); первосвященнику вообще запрещалось соблюдение траура и прикосновение к умершему (ст 10 и след) То же относилось и к посвященным Богу (Чис 6:6-8; см Назорей) Когда у пр Иезекииля умерла жена, всякое внешнее проявление скорби было ему запрещено (Иез 24:16 и след)Иисус изгнал плакальщиц из дома Иаира (Лк 8:54) Когда на пути к кресту иерусалимские женщины стали оплакивать Иисуса, Он сказал им, чтобы они лучше плакали о себе и своих детях (Лк 23:27 и след; ср Иер 9:17 и след) Стефана после его смерти оплакали "мужи благоговейные", об участии же церкви в этом ничего не говорится (Деян 8:2) Об оплакивании умерших говорил и Павел(1Фес 4:13-18) Надежда на воскресение победила погребальный П Именно этим определялось в первые столетия существования Церкви отношение христиан к смерти Один из церк писателей II столетия говорил: если кто-то праведный покидает этот мир, радуйтесь и благодарите Бога, а его телу окажите такие проводы, как если бы он переезжал из одного места в другое (Аристид "Апология") Когда позднее к христианам вновь стали проникать связанные с трауром языч обычаи, то запрет на услуги плакальщиков уже сопровождается угрозой отлучения от Церкви, поскольку П по умершему и траур несовместимы с надеждой на воскресение и ставят под сомнение веру христиан (Иоанн Златоуст, конец IV в по РХ);
II
ЖАЛОБА в правоведении - это обвинение одним лицом другого перед судом (см Право, правосудие) Жалобы членов церкви друг на друга, их споры между собой должны улаживаться внутри церкви (1Кор 6:1-8) (см Суд см Судить) Сатана, противник верующих (1Пет 5:8), является их обвинителем перед Богом (Иов 1:9 и след; 2:4 и след; Зах 3:1; Откр 12:10) см Дьявол
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: