Писания - это...
ПИСАНИЯ (иврит. Кетувим, или Ктувим) — третий, завершающий раздел еврейской канонической Библии, или Танаха, — после Торы и Пророков. П. включают в себя следующие книги: Теѓиллим — Хваления, или Псалмы (в рус. традиции — Псалтирь); Мишлей — Притчи, или Книга Притчей Соломоновых; Ийов, или Книга Иова; Шир ѓа-Ширим — Песнь Песней; Рут, или Руфь; Эйха, или Кинот — Плач Йирмеяѓу, или Иеремии; Коѓэлет, или Экклесиаст (Екклесиаст); Эстер, или Эсфирь (Есфирь); Даниэль, или в рус. традиции — Книга пророка Даниила; Эзра (Ездра), Нехемья (Неемия); Диврей ѓа-йамим — 1—2-я Книги Хроник (1—2-я Книги Паралипоменон). Книги, входящие в П., различны как по жанру, так и по времени возникновения. Так, лирические жанры представлены Хвалениями и Песнь Песней, историографич. сочинения — Книгами Эзры, Нехемьи, Хроник. Один из интереснейших пластов библейской литературы в целом представляет "литература премудрости", получившая такое традиционное именование в различных культурах, чтящих Библию, за свой особо углубленный философский характер, за глубину религиозно-этической проблематики, за постановку самых сложных, порой болезненно-неразрешимых, антиномичных проблем бытия. "Литература премудрости" связана, прежде всего, с жанром религиозно-философской притчи в разных ее модификациях (см. Притча, Притчи) и представлена в П. такими книгами, как Притчи Соломоновы (см. Притчи), Ийов, Коѓэлет. К "литературе премудрости" примыкают лаконичные и глубокие в религиозно-этическом отношении повести-притчи — Книга Рут, Книга Эстер. Вместе с тем в них есть элементы исторической хроники.
При этом обращает на себя внимание, что некоторые книги П. могли бы по своей проблематике и жанровым признакам войти в предыдущие разделы Танаха. Так, например, Книги Хроник, Книги Эзры, Нехемьи, Рут, Эстер могли бы послужить прямым продолжением Ранних Пророков в разделе "Пророки", связанных единой цепью исторического повествования. Книга Даниэля могла бы войти в состав Поздних Пророков, т. е. собственно пророческих книг. Эта проблема во многом еще не разрешена исследователями, хотя частичный ответ заключается в том, что ко времени появления или окончательного оформления отдельных книг П. раздел "Пророки" был уже канонизирован (именно поэтому, например, не попал в ряд пророческих книг Книга Даниэля). Внук Йеѓауа Бен-Сиры в предисловии к знаменитой книге своего деда — Премудрости Йеѓоуа Бен-Сиры, или Иисуса, сына Сирахова, которую он перевел на греческий язык, упоминает Тору (Пятикнижие), Пророков и "другие книги праотцев". Это свидетельствует о том, что во 2 в. до н. э., когда писалось это предисловие, еще не существовало П. как самостоятельного раздела Танаха, хотя, безусловно, в наличии имелись и были очень авторитетны многие книги этого раздела. Сам Йеѓоуа Бен-Сира упоминает как священные тексты пять книг из состава П. Известно также, что еще до разрушения Второго Храма (см. Храм) в 70 в ночь на Йом-Киппур принято было читать тексты из Книг Ийова, Эзры, Нехемьи, Хроник в присутствии первосвященника (Йома 1:6), а это означает, что уже тогда эти тексты считались священными. Иосиф Флавий, знавший многие книги, вошедшие в П., не упоминает о П. как отдельном разделе Танаха. Показательно также речение Иисуса из Назарета (см. Иисус Христос), зафиксированное в Нагорной проповеди: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Матф 5:17). "Закон и пророки", упоминаемые Иисусом, — это два уже канонизированных к его времени раздела иудейского Св. Писания — Тора и Пророки, на которые Он опирался и которые по-своему толковал. Из книг же раздела П. Иисус упоминает только Псалмы.
Все это позволяет заключить, что к концу эпохи Второго Храма, т. е. к сер. 1 в., все П. считались священными, но не составляли особого раздела в Танахе. Впервые название Кетувим встречается уже после разрушения Второго Храма — в дискуссиях законоучителей по поводу святости каждой из книг П. Особенно острые споры возникли по поводу книг Коѓэлет и Песнь Песней (первая смущала своим откровенным скептицизмом, на первый взгляд выбивавшимся из библейской традиции, вторая — откровенным эротизмом, который мог быть превратно истолкован). Но в общем-то мудрецы спорили не столько о священном статусе этих книг (они были к этому времени известны и почитаемы), сколько о полезности или вреде их включения в Св. Писание, должное являться нормой для каждого члена общины. Обе книги спас от небытия, вступившись за них, указуя на их чрезвычайно важный смысл, рабби Акива. Наконец, все рабби сошлись во мнении и спустя два поколения после разрушения Храма (т. е. во 2 в.) в Академии в Явне постановили, что все П. священны, и включили их в канон еврейской Библии как самостоятельный раздел. При этом законоучители решили, что войти в канон могут только книги, составленные не позднее эпохи персидского господства (согласно научным данным, некоторые из них, как, например, Книга Даниэля или Книга Эстер, окончательно оформились или были написаны в более позднюю эпоху Маккавейских войн, т. е. во 2 в. до н. э.). Многие книги были отброшены как несоответствующие духу Танаха, как, например, Книга Ханоха, или Эноха (см. Енох), а некоторые — в связи с тем, что не сохранился оригинальный текст на иврите, а перевод мудрецы-хахамим справедливо считали неизбежной профанацией боговдохновенного текста (такая участь постигла авторитетную Книгу Премудрости Йеѓошуа Бен-Сиры). См. также Танах.
Г. В. Синило
Поделиться: