Пирс - это...
ПИРС (Реirсе) Чарльз Сандерс (1839-1914) - американский философ, логик, математик, "отец научной философии США" Профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне Член Американской академии наук и искусств (1877) Ввел в философию понятие "прагматизм" (а также и "прагматицизм", что не привилось) как обозначение нового философского направления Основные сочинения: "Как сделать наши мысли ясными" (1878), "Фиксация веры" (1877), "Исследования по логике" (1883) и др В 1931-1958 было издано 8-томное собрание сочинений П Познание, по мнению П, неинтуитивно по собственной природе: из него должны быть элиминированы артефакты здравого смысла и априорные синтетические суждения Реконструируя те пути и процедуры, которые ведут от сомнения к вере, П вычленяет 4 метода фиксации верований как таковых: а) слепой приверженности, б) авторитета, в) априорный, г) научный Демонстрируя ненадежность трех первых, П постулирует, что единственным корректным методом в этом контексте правомерно считать научный П отметил, что любое научное верование уязвимо для критики ("фаллибельно") - нет допущений либо гипотез, не подлежащих проверке и, в случае необходимости, опровержению Приближение к истине, по П, - это процесс беспрестанного устранения ошибок, совершенствование гипотез, обновление результатов Эволюция же науки являет собой "кумулятивно-конвергирующий" процесс первоначального формирования общей структуры отношений между изучаемыми феноменами вкупе с дальнейшей "кумуляцией" уточнения численных значений тех параметров, которые характеризуют эту структуру Традиционные типы рассуждения П подразделил на: дедукцию, индукцию, а также то, что было им обозначено как "абдукция" (попытка синтезировать первую и вторую по схеме: 1) наблюдается необычный факт С; 2) если А истинно, то С естественно; 3) есть, таким образом, основание предполагать, что А истинно) В соответствии со своей трехзвенной схемой "индукция - дедукция - абдукция", П подразделил основные категории на три фундаментальных класса, "модуса бытия" или "Идеи": "первичности" (firstness), "вторичности" (secondness) и "тре-тичности" (thirdness) "Первичность" у П - понятие бытия или существования, не зависимого ни от чего другого, чистое присутствие феномена", свободное от апплицированных концептуальных схем Встреча свободно играющего творческого духа с действительностью порождает самые разнообразные "качества в возможности", "идеальные проекты" реальности, некие чистые формы "Вторичность" - факт сам по себе как данность ("весомо, грубо, зримо"), воспринимаемый и понимаемый исключительно через "отношение к": факт, осуществляющий экспансию в реальности в состоянии неизбывного противостояния, борьбы, оппозиции, соотнесенности с иной реальностью Свободной игре духа противодействует "сопротивление действительности", устойчивость и постоянство наших восприятий "Третичность" же, согласно П, - это интеллигибельное измерение (ипостась) реальности, царство универсалий, законов, сущностей, упорядочивающих и организующих (в частности, через процедуры верификации) любые множества Трактуя их в совокупности как динамические фундаментальные характеристики объекта ("phaneron"), П вводит в оборот понятие "фанероско-пия", занимающее центральное место в процедурах выявления универсальных и значимых характеристик какого-либо опыта или высказывания Космология П базировалась на его убеждении, что "все стремится обрести привычное устройство" вопреки капризам природы Данное положение конституировалось в принцип "тихизма" (греч tyche - случай) Принцип "синехизма" (греч syneches - непрерывный) П выводил из того, что материальное и духовное начала в своей сопряженности подвержены перманентному структурированию, воспроизведению закономерностей и, таким образом, обретению "законов-привычек" Эволюцию же Вселенной, развитие вещей, становление их субординаций П объяснял принципом "агапизма" (греч agape - любовь) Человеческое мышление П полагал состоящим из знаков, сам человек может быть интерпретирован как знак - мышление невозможно вне знаков, ибо оно языковое по природе, а язык - публичен по сути своей Знаки репрезентируют объект в каком-то его качестве Ситуация коммуникации поэтому выглядит так: знак (первый компонент) как функция некоего объекта (второго компонента), являющийся в определенном отношении к толкователю-интерпретатору (третий компонент) Триади-ческая природа знака обусловила и облик сопряженных семиотических таблиц П П подразделил знаки на: "qualisign" (знак сам по себе - знак, обозначающий какое-то качество); "signsign" (могущий выступать репрезентантом всякого объекта); "legisign" (знак - маркер ссылки на некий закон или духовную конвенцию) Трактуя взаимоотношения знака и объекта, который он репрезентирует, П увидел следующие варианты их отношений: знак как иконический образ (например, рисунок), знак как индекс (сигнал), знак как символ (книга) Связка "знак - толкователь (интерпретатор)" может выглядеть как "Rheme" (неопределенность объекта в утверждении вкупе с определенным предикатом - А есть красное); "Dicisign" (субъект указывает на явление или предмет, предикат же - на качество); "Argument" (любой силлогизм - ряд "Dicisign", следующих друг за другом в соответствии с правилами вывода) Рациональный смысл словоформ (понятие) может быть осмыслено и постигнуто, по П, через выявление возможных последствий его употребления в том или ином значении для реального жизненного поведения людей, те может быть определено посредством фиксации экспериментальных эффектов Последние же - потенциально сводимы к возможным действиям По утверждению П, "мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение; наше представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета" ("принцип П" или "прагматическая максима") Речь не шла о одномерном редуцировании истины к "полезности" Истина (как "согласие абстрактного утверждения с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения ученых", или "вера, вызывающая действия, ведущие нас к определенной цели") обрела у П качество "совершаемости" Прагматистски окрашенное неприятие П субстанциалистского подхода к фиксации логических форм и их значения, ярко проявившееся в его анализе соотношения классического и неклассического в философии и логике, наглядно продемонстрировало глубину его миропонимания П, видимо, одним из первых адекватно оценил философское звучание открытия неевклидовых геометрий: "Небольшая книга Лобачевского "Геометрические исследования" отмечает эпоху в истории мысли тем, что она ниспровергает аксиомы геометрии Философские следствия из этого несомненно значительны и теперь ученые признают, что она должна вести к новому пониманию природы, менее механистичному, нежели то, которое направляло развитие науки со времени открытий Ньютона" В целом теория П оказалась достаточно эвристичной и результировалась позднее в облике самых разнообразных методологий деятельности
Поделиться: