Пифагореизм - это...

ПИФАГОРЕИЗМ - древнегреческая философская школа, которая существовала в 6-4 вв до нэ, исходившая из того, что число является, во-первых, сущностью всех вещей и, во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует вселенную Пероначально П существовал в рамках религиозно-философского сообщества, основанного Пифагором Первое письменное изложение П дал Филолай, от произведения которого дошли немногочисленные фрагменты С конца 5 в до нэ П сближается с линией сократовско-плато-новской философии Последний крупный представитель П - Архит Тарентский (начало 4 в до нэ) В 1 в до нэ традицию П продолжает неопифагореизм, существовавший вплоть до 3 в, основные представители которого- Фигул, Аполлоний Гианский и Нумений Если ионийская школа рассматривала сущность вещей как ту или иную стихию, как нечто чувственное и материально определенное, то П впервые под сущностью стал понимать умопостигаемую природу Такой нечувственной сущностью, субстанцией всех вещей и было названо число По замечанию Гегеля, за определением "числа" в П, как и за определением "идеи" у Платона, скрывается определение "спекулятивного понятия" как основного инструмента философского познания Первой характеристикой сущности, первым "числом", или первым "спекулятивным понятием" П выделяет неарифметическую единицу - чистое равенство и единство вообще Единица, по П, есть такая всеобщая сущность, которая является деятельным началом и формой всех вещей Посредством причастности к единице через "подражание" всякая вещь делается равной самой себе, те "одной" Второй характеристикой сущности выступает двоица, представляющая собой чистое неравенство, неопределенность и противоположность как таковую Двоица, будучи пассивной категорией, получается из прибавления единицы к самой себе, когда единица полагается в качестве неравной себе, или отличной от себя Единица и двоица в П - основные характеристики сущности, поэтому они суть всеобщие способы существования вещей Единица и двоица лежат в основе десяти главных противоположностей, которые образуют своеобразную таблицу категорий: предел и беспредельное (бесконечное), нечетное и четное, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадрат и параллелограмм К этой таблице, по мысли пифагорейцев, можно свести любое определение вещи Третья характеристика сущности - это троица, в ней единица достигает своей реальности и своего завершения Получается троица из целостности единого и множественного, когда единица образует единство с неопределенным множеством двоицы Вселенная и все вещи определены через троицу, так как любая вещь причастна равному и неравному, единому и многому Четверица, четвертая характеристика сущности возникает из удвоения чистого различия двоицы В ней троица находит свое телесное воплощение Теорию познания П связывает с учением о "числе" Так, предметом "мысли" является единица, предметом "науки" - двоица, предметом "мнения" - троица ("число плоскости"), предметом "чувственного ощущения" - четверица ("число телесного") В представлении пифагорейцев "число" как реальная сущность всего сущего насчитывает три измерения: арифме-тическо-геометрическое, акустическое (музыкальное) и астрономическое Музыкальное измерение числа представители П провозгласили через свое открытие математических характеристик музыкальных соотношений Астрономическое измерение связано с космологией пифагорейцев По учению П, Вселенная шарообразна и состоит из десяти небесных сфер - это "неподвижные звезды", а также Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце, Луна, Земля, а также невидимая "Противоземля" В центре Вселенной расположен невидимый с Земли "огонь", называемый пифагорейцами "стражем Зевса" Вокруг него вращаются все сферы, включая и Землю Однако этим центральным "огнем" не считалось Солнце Каждая сфера, поскольку она определена "числом", издает свойственный только ей звук, в результате космос в целом представляет собой гармонический мировой хор (см ГАРМОНИЯ СФЕР) Круговорот вещества во вселенной характеризуется "числом" В этот круговорот включена и человеческая душа За сущностью (те душой) человека пифагорейцы усматривали самодвижущееся "число" Отсюда их учение об индивидуальном бессмертии и переселении душ (метемпсихозе) В дальнейшем, идеи П получили распространение в средние века и в Новое время Особо следует выделить влияние П на учение Каббалы


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- 1) направление духовной жизни, существовавшее на протяжении всей истории Древней Греции, начиная с 6 в. до н.э., и прошедшее в своем развитии ряд этапов; 2) философская школа, получившая свое название по имени ее лидера Пифагора (см. Пифагор). Особенностью П. как особой...
Философский словарь
- религ. и филос. учение и соц.-политич. движение в Др. Греции 6-4 вв. до н. э. Получило название по имени Пифагора (перв. пол. 6 в. до и. э.). Исходило из признания числа первоначалом сущего, а матсматич. закономерностей - основой структуры мира. Математич. занятия приводили...

Поделиться:

Реклама