Петров - это...

ПЕТРОВ Михаил Константинович (1924-1987) - русский философ, теоретик науки, культуролог, историк В 1940 поступил в Ленинградский кораблестроительный институт С 1941 - в действующей армии Окончил военный институт иностранных языков (1949), работал преподавателем, начальником кафедры В 1956 - поступил в аспирантуру Института философии АН СССР В 1959 завершил кандидатскую диссертацию "Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода" Защита не состоялась из-за расхождений с научным руководителем В 1959 написал публицистическую повесть "Экзамен не состоялся" и отправил ее с сопроводительным письмом Н Хрущеву Исключен из партии и уволен с должности С 1962 - преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского университета В 1967 - кандидатская диссертация "Философские проблемы науки о науке" В 1969 П публикует статью "Предмет и цели изучения истории философии", вызвавшую идеологические обвинения Уволен из института С 1969 и почти до смерти П работал в Северо-Кавказском научном центре высшей школы Был почти полностью лишен возможности публикации своих работ Основные опубликованные работы: "Язык, знак, культура" (1991), "Самосознание и научное творчество" (1991), "Социо-культурные основания развития современной науки" (1992), "Искусство и наука Пираты Эгейского моря и личность" (1995) Основная сфера интересов - исследование механизмов преемственности (культура, наука, образование, язык, философия), а также анализ древнегреческой цивилизации Ограничивая определение социальности наличной суммой обстоятельств, П анализирует способы социального наследования и сохранения социальной преемственности как источники структурных различий культурных типов Любое общество, по П, владеет набором социально-необходимых форм деятельности, который существенно превышает возможности (метальную вместимость) отдельного индивида и требует фрагментации Возникает рассчитанный на множество поколений социокод, использующий знак в его способности фиксировать и неопределенно долго хранить значение Социокод - основная знаковая реалия культуры, удерживающая в целостности и различении: 1) фрагментированный массив знания, 2) расчлененный на интерьеры мир деятельности и 3) институты общения Минимум видов общения, обеспечивающий функционирование социокода, представлен коммуникацией, трансляцией и трансмутацией Под коммуникацией П понимает оперативное и единовременное информационное взаимодействие субъектов с целью оптимизации совместно выполняемой деятельности Под трансляцией - передачу информации от поколения к поколению Коммуникация и трансляция позволяют разворачивать в социально значимых актах деятельности унаследованные по социокоду программы и работать с ними в режимах стабилизации, нормализации и сжатия Если общество не изъято из исторического процесса, социокод должен пассивно или активно изменяться, трансформируя матрицу деятельности производно от изменений среды, те должна происходить трансмутация: познание и социализация его результатов Различия в трансляционно-трансмутационных механизмах и способах кодирования дают типы культур: лично-именной, профессионально-именной (традиционные со-циокоды) и универсально-понятийный (европейский социокод) Адресность языкового общения отличает традиционные социокоды, объединяющие в социальную целостность через контакт и сопряжение имен в ситуациях коллективного действия либо через систему наследуемых межсемейных контактов Европейский социокод разделяет знаковое и поведенческое в обособленные области со своими основаниями интеграции, принимая субъект-субъектное отношение в качестве ключевой структуры Трансмутационные институты вырабатывались в ходе развития от философии к теологии и опытной науке, которая стала основным каналом производства и приложения наличного знания Функционирование науки в обществе, по мысли П, необходимо включает накопление научного знания и участие в повышении образовательного уровня новых поколений Концепция тезаурусной динамики рассматривает движение идей от переднего края науки на начальные этажи системы образования и движение людей через систему образования в различные специализированные виды деятельности - в состав какого-либо научного сообщества Анализируя наукометрические процессы по аналогии с речью, П связывает представления о единстве содержания лингвистических структур и общелогических понятий с особенностями флективного языка антично-христианского времени, а категории опытной науки - с аналитическим новоанглийским


Поделиться:

Реклама