Петражицкий - это...

ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович (1867-1931) - русский социолог, правовед, философ Закончил юридический факультет Киевского университета, позднее учился в Берлине В 1897 защитил докторскую диссертацию В 1898-1918 возглавлял кафедру в Петербургском университете Депутат I Государственной Думы Был в составе ЦК партии кадетов Основатель психологической школы права С его именем связано возникновение социологии права После 1917 - в эмиграции Занимал кафедру в Варшавском университете Покончил жизнь самоубийством Рукописи П погибли в период Второй мировой войны при разгроме Варшавского восстания Основные работы: "Очерки философии права" (вып 1, 1900); "Введение в изучение права и нравственности Эмоциональная психология" (1905); "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (тт 1-2, 1909-1910) и др Среди его учеников - Гурвич и Сорокин, которые много сделали для распространения идей П в Западной Европе и США В Советском Союзе идеи П были использованы МИ Рейснером при изучении "революционного подсознания" П исходил из задачи возрождения естественного права как науки о правовом регулировании человеческого поведения В этом он видел духовно-практический способ совершенствования общественных отношений Право оказывает влияние на социокультурную среду, само выступая как ее продукт Среда трактуется П в терминах социальной психологии, способных объяснить провления человеческой активности Человеческая деятельность, по П, суть функция психики Существуют только психические процессы, остальные социальные образования являются лишь их внешними проекциями Стимулами и цензорами поведения выступают эмоции этически-морального и правового характера, выражаемые через императивные нормы, закрепленные в культуре и подразумевающие воздаяние за поступок со стороны общества и (или) государства В отличие от пассивных познания и чувства и активной воли, эмоции носят активно-пассивный характер (индивидуально-социальны) Основная регуляция поведения задается в сфере индивидуально-психического самосознания, так как представления человека о государстве и нормах права существуют независимо от самого государства Для обозначения его институционализации П вводит понятие интуитивного права Последнее исходит не из внешнего авторитета государства (как позитивное право), а основывается на проекции психологически обосновываемых прав, свобод и обязанностей граждан Тем самым, психологические эмоции не только удостоверяют власть, но и создают само явление власти, делая возможным возникновение права позитивного Для нормального протекания общественной жизни необходимо проведение активной правовой политики, основывающейся на специальной психолого-социологической науке - эмоциональной социологии Последняя должна изучать механизм правового управления мотивами (их стимулирование и подавление), те мотивационное действие права, а также вырабатывать способы воспитательного воздействия на народную психологию, те педагогическое действие права Отсюда задачи политики права: 1) регуляция индивидуального и коллективного поведения через правовое воздействие; 2) совершенствование человеческой психики, ее очищение от антисоциальных склонностей Культивирование человеческого в человеке, рационализация его деятельности и мышления, стандартизация его поведения и их институциональное закрепление характеризуют, согласно П, прогресс общества В целом, философская позиция П может быть охарактеризована как психологизированная версия неокантианства со значительными вкраплениями установок позитивизма Неокантианские основы теории П наиболее отчетливо проявляются в его исследовательно критической позиции ревизии понятийно-категориального аппарата социального знания, обосновании правил теоретической работы С этих позиций им подвергнуты критике крайности натуралистического редукционизма ("хромые" теории) и формальный логицизм ("прыгающие" теории), превращающие социологию, по мнению П, в "музей научной патологии" В конечном итоге П предлагает свою версию правового нормативизма, характерную в целом для русских социологов-неокантианцев


Поделиться:

Реклама