Песнь Песней Соломона - это...
I ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
"Песнь Песней", те "Самая прекрасная песнь", отличается от других книг ВЗ своей поэтич формой и содержанием В Библии она соседствует с Притчами Соломоновыми и Книгой Екклесиаста, поскольку авторство всех трех книг приписывается Соломону В ППС этот мудрейший из царей является главным действующим лицом В евр Библии ППС входит в раздел писаний Это первый из пяти свитков (мегиллот см Библия, I), по к-рому зачитываются свящ тексты во время главного праздника Израиля - Пасхи
II СОДЕРЖАНИЕ
Название этой небольшой, содержащей всего 8 глав книги говорит о том, что в ней собраны самые лучшие песни - свадебные гимны и песни о любви В них повествуется о взаимной любви мужчины и женщины, воспеваются красота и возвышенность брачных отношений Поэтично переданы тоска разлученных влюбленных, их взаимное восхищение и потребность принадлежать друг другу О любви, к-рая соединяет их, сказано, что "она - пламень весьма сильный" и "крепка, как смерть" (Песн 8:6) При этом моногамия в ППС рассматривается как нечто само собой разумеющееся
III АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ НАПИСАНИЯ
На основании евр текста невозможно судить, был ли царьСоломон автором ППС или песни этой книги были посвящены ему Открытым остается также вопрос о том, тождественна ли упоминаемая в Песн 7:1Суламита Ависаге Сунамитянке (см Ависага) В ППС встречаются несколько арам слов, одно перс (пардес, "увеселительный сад", Песн 4:13) и одно греч слово (аппирйон, "носилки", Песн 3:9) Но это не противоречит гипотезе о раннем возникновении песен и о возможном авторстве Соломона Во времена Соломона у израильтян были широкие международные связи, наконец, лит запись песен могла быть сделана значит позднее
IV ДВА ПЛАНА В ПОНИМАНИИ ПЕСНИ ПЕСНЕЙ
Как воспринимать ППС в общем контексте Библии? Следует отметить, что самые значимые для Библии слова, такие, как "грех", "благодать", "прощение", "праведность", "милосердие" и др, определяющие содержание других книг Свящ Писания, напр Псалтири, как значит большего по объему собрания песнопений, в ППС вообще не встречаются Поэтому нек-рые исследователи воспринимали ППС как аллегорию, утверждая, что воспеваемые в ней события не происходили в действит-сти, а книга представляет собой иносказание Такое толкование получило распространение еще в древнем Израиле, а затем - и в христ Церкви, особенно в период Средневековья и в эпоху раннего пиетизма Очевидно, следует придерживаться той тзр, что содержанием ППС являются естеств брачные отношения между мужчиной и женщиной Это можно понять исходя из текста Быт 2:18-25, где Бог говорит: "Не хорошо быть человеку одному" Человек должен иметь помощника, подобного себе И когда Бог сотворил женщину, обрадованный человек сказал: "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей" Муж и жена неразрывно принадлежат друг другу и представляют собой одну плоть, потому что Бог пожелал, чтобы они познали и полюбили друг друга как мужчина и женщина Установленные Богом отношения между мужчиной и женщиной, как это изображено в Быт 2:18-25 и в ППС, имеют соответствие в духовном мире - это отношение Бога к народу Израиля Заключение завета с Богом - важнейшее событие в истории израил народа Этот народ был избран и призван Богом, и этим он уникален Союз мужчины и женщины, воспеваемый в ППС, - это отражение союза Бога с Его народом В песнях передается верность и любовь Бога, к-рые Он всегда проявлял к народу Израиля Поэтому содержание ППС нельзя воспринимать только как аллегорию, но вместе с тем в ней не следует видеть и воспевание одной лишь земной любви Союз Бога с Израилем достиг совершенства в союзе Христа - божеств Жениха - с Его земной невестой - Церковью; ап Павел подчеркивал в Еф 5:23-32 таинств соответствие между человеч браком и отношениями Господа с Его Церковью Это придает истолкованию и пониманию ППС эсхатологич направленность и завершенность
Поделиться: