Первородный грех - это...

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ — согласно Библии — прародительский, первичный грех. По библейскому учению, грехопадение Адама не только внесло пагубу в природу прародителей, но и отразилось на всех их потомках. До падения человек имел ясный и светлый ум, так что он мог проникать в природу вещей, после падения разум человека глубоко помрачился, так что теперь человек с большим трудом, с большими предварительными ошибками может приобретать знание об окружающих его предметах видимого мира. До падения человек находился в ближайшем общении с Богом и потому имел о Нем ясное и правильное познание; после падения человек естественным путем может приобретать только самое общее представление о Боге, а сообщаемые ему путем Божественного Откровения истины оказываются для него непонятными и непостижимыми. Наклонность воли к греху сделалась уделом всех людей, и человек должен прикладывать большие усилия, чтобы побороть в себе эту наклонность и идти по пути добра. До происшествия П. Г. сердца Адама и Евы отличались чистотой и непорочностью, были исполнены высоких чувств; после падения в сердцах прародителей и их потомков появились нечистые, чувственные желания и стремления к материальным благам мира сего как к источнику счастья. До падения тело человека отличалось крепостью и силой и не испытывало болезней, которым оно подвергается после него. Завершением всякого рода физических бедствий, которым человек подвержен вследствие П. Г., является телесная смерть. Наконец, в связи с П. Г. находится и лишение того блаженного, райского состояния, которое уготовано было первым людям.

По учению Православной Церкви, таинство крещения сглаживает, уничтожает в человеке П. Г., т. е. очищает греховность человеческой природы, унаследованную от прародителей; через крещение человек перестает быть виновным перед Богом благодатью Св. Духа, вследствие заслуг Искупителя, но самих следствий П. Г. крещение не уничтожает: наклонность ко злу более, чем к добру, болезни, смерть свойственны и людям возрожденным. Учением о П. Г., распространившемся на весь род человеческий, обосновывается необходимость искупления.

По учению Католической Церкви человек, созданный Богом как существо чувственно-разумное, испытывал борьбу противоположных стремлений души и тела: созданная по образу и подобию Божьему душа была пронизана высшими стремлениями — любовью к Богу, надеждой на Бога, желанием познать Бога и т. п.; тело, напротив того, исполнено было низших инстинктов, направленных к плоти и посюстороннему миру. Для устранения борьбы, вытекающей из такого первобытного состояния, Бог даровал человеку естественную благодать, или "благодать первобытной праведности", утраченную вследствие П. Г., который возвратил человека в прежнее состояние. Между тем благодать была для человека таким даром, который он обязан был сохранить; за ее утрату он подвергся гневу Божьему, и прежнее состояние сделалось для него состоянием наказания, в которое он низведен вследствие падения. Что касается естественных сил человека, то они, несмотря на их склонность ко взаимной борьбе, остались после падения в таком же состоянии, в каком были по создании человека, прежде дарования ему сверхъестественной благодати. Это учение, сделавшееся господствующим в Латинской Церкви, высказано было Ансельмом Кентерберийским, с особенной ясностью изложено Дунсом Скотом и в основных чертах принято Тридентским Собором. По другому учению, существовавшему в Латинской Церкви и принятому Августином, сущность П. Г. состоит в похоти, т. е. в том расстройстве природы человека, которое произошло вследствие падения. Чувственная природа человека, находившаяся до падения в полном подчинении духу и без всякого сопротивления исполнявшая сообразное с его природой служение, после падения вышла из подчинения духу, перестала быть служебным орудием его, мало того, стала брать перевес над ним.

По лютеранскому (см. Лютер) учению, изложенному в "Аугсбургском исповедании" и его "Апологии", сущность П. Г. состоит, прежде всего, в недостатке первобытной праведности, т. е. в недостатке того совершенства, которое было свойственно природе первого человека, — главным образом совершенства высших, духовных способностей человека; отсюда отвращение воли от Бога, непослушание сердца определениям закона Божьего, утрата чистоты и умеренности чувственного желания. С другой стороны, сущностью П. Г., по Лютеру, является похоть, т. е. состояние глубокого повреждения, заменившее собой первобытную праведность. Некоторые протестантские школы дошли впоследствии до полного отрицания П. Г.: отчасти арминиане, еще более социниане повторили тезисы пелагианизма, отвергавшие всякую генетическую связь между грехопадением прародителей и грехами их потомков. Сведенборг отверг самый исторический факт падения первых людей; позднейшие рационалистические теологи стали отвергать как наследственный прародительский грех, так и самый исторический факт падения прародителей.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- см. Грехопадение.

Поделиться:

Реклама