Перушим - это...
ПЕРУШИМ, Прушим (иврит. "отделившиеся"; в рус. традиции — Фарисеи) — одно из основных религиозных течений, наряду с цадоким, или саддукеями, и ессеями в иудаизме конца эпохи Второго Храма (см. Храм) — в канун и в период Маккавейских войн (см. Маккавеев Книги, Хашмонаим). Учение П. лежит в основе Галахи и современного иудаизма.
П. были главными оппонентами саддукеев и выступали против соединения в одних руках духовной и светской власти, как это делали саддукеи. Преследования заставили еще теснее сплотить их братство. Люди, входившие в него, называли друг друга "хаверим" ("товарищи"), а также "хасидим" ("благочестивые") и противопоставляли себя "решаим" — "нечестивым". Они решительно отмежевались от саддукеев, и, вероятно, отсюда — еще одно их название: "перушим" ("отделившиеся"), по-гречески — "фарисеи". Современный человек воспринимает слово "фарисей" как синоним слова "лицемер" (это значение закрепилось со времени появления евангельских текстов). Однако фарисеи отнюдь не были таковыми. "...Если считать фарисеев лишь сборищем ветхозаветных тартюфов, останется непонятным, почему многие из них приняли христианство и в чем заключался секрет их влияния на народ. Ведь показное благочестие было недугом, поражавшим во все века представителей любой религии. Необходимо взглянуть на ветхозаветное фарисейство без предубеждения, увидеть его целиком, со всех сторон, а не только его карикатурные черты. Есть же какой-то смысл в том, что именно двум фарисеям было суждено снять с креста и предать погребению тело господа и что фарисей принес Его Слово языческим народам..." (А. Мень).
П. выступали за гибкое толкование Закона и верили, что живая преемственная связь, духовная традиция значит не меньше, чем каноническое Св. Писание. Традиция мыслилась ими как постоянно даруемое Откровение, которое от великого пророка Моше, — а ему Господь открыл не только Письменную, но и Устную Тору — было передано пророкам, а от них — мудрецам, толкователям Закона и учителям народа. Поколения мудрецов-книжников разработали принципы миддот — истолкования текста Торы. Они выводили, опираясь на Тору, новые законы, которые должны были определять жизнь народа в новых условиях. Из этих канонизированных впоследствии комментариев и толкований, продолженных таннаями и амораями, сложился впоследствии Талмуд. С традицией П. связано все дальнейшее развитие иудаизма. Но с этой же традицией связана и евангельская проповедь (см. Евангелие) — с пониманием постоянно обновляющегося Откровения. И даже в Евангелии от Иоанна (см. Иоанн Богослов, Евангелие), которое традиционно считалось наиболее "эллинским", обнаружились связи с раввинистической традицией (см. Раввин, Раввинистическая литература, Иудаизм).
П. смотрели на власть земных царей как на временную и преходящую. Истинный Царь из дома Давидова, Помазанник, Машиах, или Мессия, — вот тот, кого они страстно ждали. Именно фарисейское движение дало великого мудреца Ѓиллеля, ставшего воплощением человеколюбия и кротости и видевшего истинное благочестие в нравственности: "Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. В этом суть Торы, все остальное — толкования" (Шаббат 31а). Он считал, что выдержка и любовь к людям — главные качества истинного праведника: "Будь учеником Аарона (см. — Г. С.) — люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе" (Авот 1:12); "Не осуждай ближнего, пока сам не побывал в его положении" (Авот 2:4); "И там, где нет людей, старайся быть человеком" (Авот 2:5). Своей терпимостью прославился и внук Ѓиллеля Ѓамлиэль I, защищавший гонимых христиан.
Многие изречения фарисейских мудрецов перекликаются с теми словами, которые говорил народу Иисус. "Плати добром за зло", — говорилось в трактате Шемот Рабба (22), а в трактате Сота сказано: "Начало Торы и конец ее — любовь к людям" (14а). В споре с фарисеями Иисус (см. Иисус Христос, Йешуа ѓа-Ноцри) отнюдь не отрицал все лучшее, что было выстрадано и выношено книжниками. Это многократно подтверждают евангельские тексты: "...всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое" (Матф 13:52). "Христианство смыкается с Ветхим Заветом только в свете раввинистических толкований, — чтобы в этом убедиться, достаточно сопоставить их с толкованиями апостола (см. — Г. С.) Павла (см. — Г. С.) или апостола Матфея (см.; см. также Евангелие. — Г. С.). Отрицать значение этого промежуточного звена — значит поставить под сомнение прочность цепи" (Л. Буйе).
Г. В. Синило
Поделиться: