Перцепция Социальная - это...
- восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей, и пр. Этот термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула (объекта), но и от прошлого опытасубъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации и пр. Позднее под перцепцией социальной стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и объектов социальных (других людей, групп, классов, народностей и пр.), ситуаций социальных и пр. Было установлено, что восприятие объектов социальных имеет ряд специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов: 1) объект социальный не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту; воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону; 2) внимание субъекта перцепции социальной сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных (-> атрибуция каузальная); 3) восприятие объектов социальных характерно большей слитностью познавательных компонент с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи данный термин имеет в психологии социальной расширительное толкование, что отличает его от толкования в психологии общей. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в психологии общей основной акцент ставится на исследование процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в психологии социальной изучение перцепции социальной связано с уточнением ее роли в регуляции поведения и деятельности индивида и групп социальных (-> теория соответствия когнитивного) и с уточнением характеристик субъекта и объекта восприятия. Первоначально выделялись три класса социальных объектов: другой человек, группа и общность социальная; в качестве субъекта восприятия выступал отдельный индивид. Позже появились исследования, где субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделялись три относительно самостоятельных класса процессов перцепции социальной: восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В отечественной психологии принцип деятельности позволил представить группу социальную как субъект деятельности и поэтому - как субъект восприятия. Было выделено восемь вариантов перцепции социальной: восприятие членами группы друг друга и членов другой группы; восприятие человеком себя, своей группы и "чужой" группы; восприятие группой своего члена и члена другой группы; восприятие группой другой группы или групп. Тем самым в исследования вводится "групповой контекст" (принадлежность к своей или "чужой" группе), а также учитывается принцип зависимости отношений межличностных от деятельности группы. Это помогло развернуть исследования специфики перцептивных процессов в условиях деятельности совместной в группах разного уровня развития. К этим исследованиям относятся: 1) формирование нормативов и эталонов перцепции социальной; 2) структурная типология восприятия межличностного и межгруппового; 3) восприятие статуса индивида в группе; 4) точность и адекватность взаимного восприятия людьми; 5) закономерности и эффекты восприятия межгруппового, и пр. (-> эффект первичности; эффект недавности; эффект ореола).
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: