Перевоплощение - это...
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ — 1) согласно одной из версий индуизма, сансара неотделима от признания единосущия индивидуального "Я" с "Я" вселенским. Это учение кардинально отличается от библейского. Последнее не только настаивает на трансцендентности Божества, но и утверждает онтологическую нетождественность Творца и творения. С другой стороны, Упанишады, в сущности, не говорят о перевоплощениях личных "я", ибо личные "я" — лишь проявления единого Атмана. Атман входит в мир, дробясь на индивиды, с тем чтобы в конце концов вернуться в изначальное нерасчлененное Единство. Верховное начало является, по словам Шанкары, "вечным зрителем того, что происходит в трех временах (настоящем, прошедшем и будущем)". В этом контексте выявляется существенное различие между индуистским и евангельским пониманием личности.
В христианстве каждая личность (хотя и не является "частицей" Абсолюта, а только — "тварью") обладает безусловной ценностью. Это ясно выражено в притче Христа о Пастыре, взыскующем одну пропавшую овцу (Матф 18:12).
Для индуизма и "Бхагавад-Гиты" личность, в силу ее тождества с Абсолютом, сама по себе теряет ценность. Этим тождеством фактически сводится на нет сама идея П. конкретных личных "я", ибо в космических циклах есть только одно действующее Начало: Атман-Брахман.
2) Согласно буддизму, личность есть не субстанция, а лишь определенное сочетание дхарм. Такая скандха есть только обманчивый феномен. Согласно мнению О. Розенберга о буддистской теории П.: "Не какая-либо душа переходит из одного тела в другое или из одного мира в другой, а один и тот же внеопытный комплекс дхарм, проявляющийся в данное время как одна личность-иллюзия, после определенного промежутка времени проявляется в виде другой, третьей, четвертой и т. д. — до бесконечности. Следовательно, ничего, собственно, не перерождается, происходит не трансмиграция, а безначальная трансформация комплекса дхарм, совершается перегруппировка элементов-субстратов, наподобие того как в калейдоскопе те же частицы группируются в новые, более или менее похожие друг на друга фигуры". Из этого, по мысли известного буддолога А. Пятигорского, вытекает идея "об отсутствии памяти как у конкретного живого существа (отождествляемого в буддизме с отдельным потоком сознания) — о "начале" психического процесса (то есть самого себя), так и у мира живых существ — о начале своего существования".
Типологически буддистское учение о сансаре близко к индуизму: в обеих версиях присутствуют "воплощения" некоего внеэмпирического целого (Атмана-Брахмана или потока чистых непроявленных дхарм). По сути своей, это философские гипотезы, стремящиеся объяснить феномен человеческих судеб.
Евангелие не дает целостно разработанной доктрины о составе человека и его "я". В Церкви существует несколько равноправных концепций относительно природы человека, но единственное, что является для нее безусловным, — это признание за личностью субстанциальной цельности и духовной ценности, ибо она создана по образу и подобию Творца. Об этом говорят слова Иисуса Христа, относящиеся к "малым сим" и "меньшим братьям". Именно ввиду этого высокого статуса личности в христианстве какое-либо включение в евангельское миросозерцание доктрины сансары в ее индуистском и буддистском вариантах, вряд ли возможно.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: