Перенесение - это...
(франц. transfer, от лат. transfere - переношу, перемещаю) - термин, используемый французскими психоаналитиками (Ж. Лакан), и эквивалентный понятию "перенесения" (нем. Ubertragung) в психоанализе Зигмунда Фрейда. П. есть перенесение чувств, определяемое ситуацией, когда пациент делает врача объектом своих интенсивных переживаний, перенося на него содержание всех чувственных реакций, возникновение которых в ходе психоаналитической работы не было оправдано ни поведениеманалитика, ни сложившимися отношениями с анализируемым. Т. о., личность психоаналитика занимает местообъекта первоначальной направленности чувств пациента, а феномен П. оказывается связанным с сущностью болезни, определяемой 3. Фрейдом как "невроз перенесения" (ubertragungsneurose), объединяющий под одним названием явления истерии, неврозов страха и навязчивых состояний, которые рассматриваются как область приложения психоаналитической терапии и возникают всегда, когда реальность не дает желаемого удовлетворения сексуальным влечениям. Отрицательный момент ситуации П., возникающей в процессе психоанализа, определяется тем, что П. выступает как помеха аналитическому процессу, поскольку оно провоцирует состояние, в котором пациент, перенося на врача интенсивные нежные и враждебные чувства и не получая желаемой взаимности, оказывает сильнейшее сопротивление, основанное на материале вытесненных содержаний. Интеллектуальное сопротивление является одной из характеристик противодействия (gegenbesetzung букв.: "контрзаполнение"), основанного на преобразовании энергии нереализованного либидиозного стремления. Сублимированные формы этого П., выражающиеся в симптомах, представляют собой психологическое противодействие лечению, обусловленное происшедшим вытеснением. Если пациент мужчина, он берет этот материал из своего отношения к отцу, на место которого ставит врача и таким способом создает сопротивление из стремления к личной и интеллектуальной самостоятельности, из честолюбия, которое видело свою первую цель в том, чтобы подражать отцу или превзойти его, из нежелания второй раз в жизни взять на себя бремя благодарности. Если пациент женщина, то для целей сопротивления используется нежное, эротически подчеркнутое П., при известной силе которого пропадает всякий интерес к действительной ситуации лечения, а никогда не прекращающаяся ревность и горечь, возникающие из-за неизбежного, хотя и осторожного отказа в ответном чувстве, содействуют ухудшению личного отношения к врачу, т. е. полностью нейтрализуют эффект, производимый лечением. Положительный момент ситуации П. заключается в том, что симптомы, представляющие собой осадки прежних переживаний, могут быть растворены только при высоком накале П., будучи переведенными в другие психические продукты. В этом смысле врач, по выражению Ференци, играет роль каталитического фермента при реакции П., притягивая к себе освобождающиеся аффекты. В "Психологии бессознательного" К. Г. Юнг, опираясь на собственное положение о наличии в бессознательном двух слоев - личностного и сверхличного (коллективного), - отмечает, что понятие П. у Фрейда следует понимать как некую проекцию бессознательных содержаний (проекция от лат. projectio букв.: "выбрасывание вперед"), которая не может быть "сделана", поскольку она возникает из бессознательных мотиваций; соответственно, проецируемые содержания подразделяются на: 1) поверхностные (имеющие своей основой личностные воспоминания, о чем можно узнать из снов, фантазий и симптомов); исходя из них, врач вызывает интерес в качестве любовника или лица, бывшего значимым в "пубертратный" период развития личности (возраст полового созревания), и 2) глубинные, выражающие мифологический мотив и относящиеся к тому виду проекции, при кагором отсутствуют личные базисные воспоминания, а источником проецируемого выступает базис коллективного бессознательного, заключающий в себе "изначальные образы", т. е. наиболее древние всеобщие формы, унаследованные возможности человеческого восприятия (обозначенные Юнгом как архетипы). Архетипы являются тем объектом, который избирает "свободная энергия" либидо, следующая своему естественному уклону (т. е. бессознательной склонности). Трансформация (от лат. transformatio - превращение) архетипов (первоначальных образов) происходит в символах либидо. Врач при этом наделяется жуткими свойствами, выступая в качестве колдуна, или демонического преступника, или как олицетворение соответствующего блага, например, Спасителя. В дальнейшем оказывается, что подобные божественные атрибуты выходят за пределы христианского мировоззрения и принимают языческие очертания. Следующим положительным аспектом П. является то обстоятельство, что лишь таким образом больной снова переживает, но уже в своем отношении к врачу, ту часть чувственной жизни, которую не может более вспомнить (т. е. психические проявления, относящиеся к инфантильным желаниям), и только благодаря переживанию в П. он убеждается в существовании и могуществе этих сексуальных сил. Если П. происходит и оно принимается, то тем самым найдена некоторая естественная форма, которая заменяет собой прежнюю и делает возможным относительно бесконфликтное протекание энергетического процесса. Если же врач не понимает феномен П. или понимает его неправильно, то возникает т. н. "встречное перенесение" (gegenobertragung), появляющееся у психоаналитика благодаря влиянию пациента на его бессознательные чувства; поэтому ко всякому практикующему психоаналитический метод предъявляется обязательное требование своевременного распознавания и устранения этого встречного П. В своих общих чертах склонность к П. есть не что иное, как "внушаемость" (франц. suggestibilite - способность к внушению), отмечаемая Бернгеймом, с тем отличием, что ее не создает психоанализ, поскольку П. при всех человеческих отношениях наступает самопроизвольно, а психоаналитическая работа всего лишь открывает его сознанию и овладевает им, чтобы направить психические процессы к желательной цели; поэтому психоанализ представляет собой успешного заместителя неудавшегося вытеснения. Дальнейшая судьба освобожденных методами психоанализа бессознательных желаний определяется тем, что вытеснение заменяется осуждением; или же влечения, вскрытые в процессе психоаналитической работы, направляются на совершенно иные цели [сублимация). А. В. Севастеенко
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: