Переход Через Пустыню - это...

I
Область, через к-рую пролегал путь израильтян в Ханаан во время их исхода из Египта, включает Синайский полуо-в между Суэцким заливом и заливом Акаба, а также тер, лежащие сев - до Средиземного моря и юж границы Палестины На западе она ограничена Суэцким перешейком, на востоке - равниной Арава Широкая песчаная прибрежная полоса тянется с севера на юг через Суэцкий перешеек, а затем, сужаясь, - вдоль побережья Красного моря Эти песчаные пространства образуют пустыню Сур, или Ефам(Исх 15:22; Чис 33:8) К ним примыкает обширное, поднимающееся к югу, известняковое плоскогорье (600-750 м), окаймл горами, достигающими выс до 1200 м (Джебель-эт-Тих) Во время зимних дождей вода с гор устремляется в Средиземное море по руслу Вади-эль-Ариша, "потока Египетского" (Чис 34:5) Часть пустыни, располож вост потока Вади-эль-Ариш, - это пустыняФаран(Чис 10:12), плоскогорье, переходящее на востоке в горную пустыню Син (Чис 20:1), к-рая, очевидно, составляла одну из частей пустыни Фаран Юж Джебель-эт-Тих, за невысокими горами, состоящими в основном из песчаника, выступ полуо-ва занимают горы, состоящие из гранитных пород На Синае (см Синай) (Исх 19:2) они образуют горную цепь Рас-эс-Сафсафех и достигают выс более 2200 м Пустыня Син (Исх 16:1) предположит расп у подножия Джебель-эт-Тих, в области сложенных из песчаных пород гор, сев-зап Синая (Деббет-эр-Рамлех) Вся эта область бедна водой Здесь встречаются лишь редкие оазисы или источники, такие как Елим (предположит совр Вади-Гхарандель; Чис 33:9), источники у горы Синай(Втор 9:21) и у Кадеса Но в руслах пересохших ручьев нередко можно обнаружить воду, если раскопать почву Здесь, в отличие от возвышенностей, где нет никакой растительности, встречаются трава и ку-старники, к-рые после зимних дождей пышно разрастаются По нек-рым признакам в библ времена растительность здесь была обильнее В области пустыни Негев, в к-рой прошла большая часть странствования израильтян, археологи обнаружили ряд остатков поселений, относящихся к среднему бронзовому веку Многие ученые полагают, что скудная земля пустыни не могла на продолжит время обеспечить достаточным количеством еды целый кочевой народ
IIВРЕМЯ СТРАНСТВОВАНИЯ ИЗРАИЛЬТЯН И ПУТЬ ИХ СЛЕДОВАНИЯ
Переход израильтян через пустыню начался с выхода из егип города Раамсеса в 15-й день 1-го месяца в год см Исхода (15I1) и закончился ровно через 40 лет в Ханаане (15I41) В распоряжении ученых имеется последовательный рассказ об этих годах, записанный в книгах Исход, Числа и Книге Иисуса Навина Так, в Чис 33 приведен перечень стоянок (предположит там названы важнейшие места пребывания ковчега завета) Кр того, в книге Второзаконие имеются ретроспективные упоминания и ссылки на различные события Даже если сведения оказываются выборочными, то сохранившиеся названия местностей (см отдельные статьи) и даты позволяют исследователям составить общее представление о маршруте, по к-рому следовали израильтяне, проходя через пустыню Понятно, что при этом передвижения в начальные и конечные годы с их точно установл целями - Синай, Кадес и Иордан - можно проследить точнее, чем странствования в промежуточный период, когда старое поколение вымирало, а новое подрастало Это позволяет поделить путь через пустыню на три этапа В первом, в свою очередь, выделяется пребывание израильтян у горы Синай:
1) ОТ ЕГИПТА ДО ЮЖНОЙ ГРАНИЦЫ ХАНААНА:
а) от Раамсеса до Синая
15I1 израильтяне вышли из Раамсеса (Авариса), располож в вост части дельты Нила (Исх 12:2,6,29,37; Чис 33:3; Втор 16:1), и направились на юг, к Сокхофу (Исх 12:37; Чис 33:5), вероятно, это совр Телль-эль-Машута в Вади Тумилат Местом след стоянки был Ефам на краю пустыни (ст 6; Исх 13:20), в непосредств близости от границы Оттуда они повернули назад в Пи-Гахироф (егип Пи-Кехерет), между Мигдолом и Чермным морем (см Чермное море) (местонахождение Пи-Гахирофа и Мигдола не установлено) и расположились станом на берегу моря (Исх 14:2; Чис 33:7), те на берегах озер на Суэцком перешейке, вероятно, юго-зап Горьких озер Здесь вмешат-во Господа открыло им переход через воды, и они пришли в пустыню Сур, или Ефам, по к-рой затем три дня шли в юж направлении (ст 8; Исх 14:22; 15:22)След стоянками названы Мерра и Елим(ст 23,27; Чис 33:8 и след), располож уже на Синайском полуо-ве Затем беглецы еще раз вышли к Чермному морю (ст 10), в частн, к Суэцкому заливу, после чего двинулись в глубь страны и через месяц после исхода, 15II1, достигли пустыни Син (Исх 16:1; Чис 33:11), где впервые Бог дал им манну небесную Ученые полагают, что местом след стоянки в Дофке (ст 12) был центр егип рудников (Серабит-эль-Хадим) Через Алуш (ст 13) и Рефидим(ст 14; Исх 17:1), возм, это совр Вади-Рафаджид, народ на третий месяц пришел в пустыню Синай к гореСинай, или Хорив(Исх 19:1 и след; Втор 1:6) Здесь израильтяне оставались почти год За это время произошло установление скинии (1I2), празднование Пасхи (14I2) и исчисление народа (1II2);
б) от Синая до Кадес-Варни
Выйдя из Синая 20II2 (Чис 10:11 и след), израильтяне двинулись в направлении Кадес-Варни, что в пустыне Фаран(Чис 12:16; 13:26; Втор 1:19) Расстояние от Хорива до Кадеса, если идти через гору Сеир, составляло 11 дней пути, фактически же время перехода должно быть более продолжит, поскольку события на лагерных стоянках в Тавере (Чис 11:1-3), в Киброт-Гаттаве (ст 31-34; 33:16) и Асирофе (Чис 11:35; 33:17) требовали более длит срока Время созревания первого винограда, к-рое падает на те 40 дней, когда израил разведчики определяли, каковы условия жизни в Ханаане, приходится на конец 4-го месяца (Чис 13:20,25) После того как израильтяне проявили непослушание и потерпели поражение от хананеев (Чис 14:2,25; Втор 1:26 и след,44), они еще нек-рое время оставались в Кадесе (ст 46) В Чис 33:18, в том месте текста, где можно было бы ожидать первого упоминания о Кадесе, названа Рифма Возм, здесь говорится о месте нахождения ковчега завета в Вади-Абу-Ретемат, располож зап Кадеса, в то время как народ остановился станом в Кадесе;
2) 38 ЛЕТ СТРАНСТВОВАНИЯ В ПУСТЫНЕ
О дальнейшем, самом длинном отрезке пути израильтян по пустыне сообщают лишь немногие свидет-ва Израильтяне, отправившись из Кадеса к Чермному морю (Чис 14:25), долгое время огибали гору Сеир(Втор 2:1) В перечислении мест стоянок в Чис 33:19-35 упомянуты лишь названия местностей, к-л другие сведения отсутствуют Можно предположить, что пребывание на каждой из указ стоянок было длительным, причем, возм, ковчег завета и часть народа при нем находились в одном месте, в то время как израильские колена со своими стадами рассредоточивались по ближним и дальним пастбищам;
3) ОТ КАДЕСА ДО ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ИОРДАН
С приходом в Кадес в первый месяц 40-го года (Чис 20:1; 33:36) начинается последний отрезок странствования израильтян по пустыне Следуя за послами, направленными к эдомскому царю (Чис 20:14-21), израильтяне продвинулись к горе Ор на границе с Эдомом (ст 22 и след; 33:37), где 1V40 умер Аарон(Чис 20:27 и след; 33:38) После сражения с хананейским царем Арада (Чис 21:1-3; 33:40)народ Израиля направился на юг, в Араву (Чис 21:4; ср Втор 2:8), а затем через Салмон, Пунон и Овоф(Чис 33:41-43; 21:10) - в Ийм-Аварим, лежащий вост Моава (Чис 21:11; 33:44,45) Выйдя оттуда, евреи через 38 лет после своего первого пребывания в Кадесе пересекли долину см Заред(Чис 21:12; Втор 2:13 и след), а затем Арнон между Моавом и Аммоном (Чис 21:13; Втор 2:18 и след; 24) Через Дивон-Гад, Беэр(Чис 21:16,18), Матанну (ст 18), Кедемоф(Втор 2:26), Нагалиил, Вамоф (Чис 21:19) и горы Аваримские у Нево(Чис 33:47) израильтяне достигли Иордана в районе Иерихона В пустыне у города Иаацы они одержали победу над аморрейским царем Сигоном (Чис 21:23; Втор 2:32), а при городе Едреи в Васане - над царем Огом (Чис 21:33; Втор 3:1) Но так далеко на север, по-видимому, выдвигалось только войскоСтан израильтян на равнинах Моава располагался в долине недалеко от Беф-Пеора - от Беф-Иешимофа до Аве-Ситтима (Чис 22:1; 25:1; 33:48 и след; Втор 3:29) Здесь было проведено второе исчисление народа (Чис 26) После того как преемником Моисея был назначен Иисус Навин(Чис 27:18-23), а земли на вост берегу Иордана были разделены (Чис 32), Моисей произнес свою прощальную речь Это событие датировано 1XI40 (Втор 1:3,4) После смерти Моисея народ под предводит-вом Иисуса Навина, перейдя 10I41 через Иордан(Нав 4:19), 14I41 праздновал Пасху в Галгале (Нав 5:10) На следдень израильтяне стали питаться хлебом Ханаана, и манна небесная перестала падать с неба (ст 11) На этом переход через пустыню был завершен
III
Во время перехода через пустыню израильтяне впервые в своей истории стали сплоч и самостоятельным народом, причем это произошло в земле, к-рая по своим природным условиям не могла прокормить огромную массу людей Библия вновь и вновь сообщает о вмешат-ве Господа, Который снабжал Свой народ водой и пищей (манной, перепелами) Период пребывания народа в пустыне был временем воспитания и духовного созревания, когда израильтяне должны были привыкнуть к жизни в полной зависимости от Бога, в послушании Ему, приучиться выполнять Его установления Только после этого они получили во владение землю Хананскую, где в изобилии имелись все блага для удовлетворения жизн потребностей (Втор 8) Большинство израильтян, однако, с трудом научились подлинному общению с Богом и недолго придерживались этой практики - во время странствования по пустыне они проявляли неблагодарность, непослушание и часто отпадали от Бога (Неем 9:9-26) Несмотря на это, время странствования по пустыне было временем такого тесного и глубокого общения Господа с Его народом, которого впоследствии никогда больше не было (Иер 2:2 и след; Ос 2:16 и след)














Поделиться:

Реклама