Пеколс - это...

Пикулюс (Pecols, Pocols, Pocclus, Poccolus, Picullus, Pykullas), в прусской мифологии бог подземного царства и тьмы. Наиболее достоверно реконструируемая форма - *Pikulas; ср. др.-прус. pikûls, «чёрт»; латыш, pikuls, pikals, литов. piktas, «злой, плохой»; peikti, «порицать, хулить»; pykti, «сердиться, гневаться»; paikti, «глупеть, дуреть»; paikas, «глупый», и т. п., а также праслав. *рькъlь, «чёрт» (см. также Пекло), и др. На образ П. повлияли христианские представления о чёрте и аде-пекле. В списках прусских богов 16- 17 вв. вслед за П. выступает Поколc (Pocols, Pocclus, Poccolus) - божество, наименование которого возникло путём взаимодействия имён *Pikul(a)s - П. и *Potols - Патолс (см. в ст. Патолс). Вторичное божество Поколc продолжает функции П.: в «Constitutiones Synodales» (1530) Поколc и П. сопоставляются с римскими фуриями и Плутоном. Согласно «Судавской книжечке» (1563), П. - бог преисподней и тьмы, Поколc (Поклус) - летучие духи и черти или их божество. Для Поколса характерна тенденция к обозначению целого класса злых духов: у Вреткунаса (кон. 16 в.) - Pecolli, Pekelle, Pikoliuni, у М. Преториуса (17 в.) - кобольды и т. п. В списках богов П. и Поколc следуют за Перкунсом (Перкунасом) и, по-видимому, замещают Патолса, занимающего ту же позицию в других списках, что позволяет предположить изначальное единство Патолса и а-Поколса как божества подземного мира, повелителя мёртвых. По-видимому, в восточнобалтийской мифологии, помимо главных божеств преисподней - Велса, Велняса, - известен был персонаж, аналогичный П.: ср. обозначение злой души, чёрта в источнике 1573 - pikùlas, упоминание Преториусом П. как бога гнева и несчастья, вызывающего страх у людей (ему подвластен дух Дребкулис, производящий землетрясения), а также упоминания бога гнева в источниках 18 в. - Pikuls у Бродовского, Pikullus у Руига, современные местные литовские названия чёрта - pikcius, pikciukos. Появление горного божества Pihkols, Pihkals в сочинениях по латышской мифологии Я. Ланге и Г. Ф. Стендера (18 в.) объясняется смешением старого названия чёрта, злого духа, с латыш, pie-kalne, «предгорье».
Лиг.; Топоров В. Н., Заметки по балтийской мифологии, в кн.: Балто-славянский сборник, М., 1972; Кгарре А. Н., Pikuls. Ein Beitrag zur baltischen Mythologie, «Zndofermanische Forachungen», 1937, Bd 50;
Pisani V., Zu bait. Pikuls, там же; Вuga К., Dievai Pikulas ir Patulas, в его кн.: Rinktinlai Raštai, t. 2, Vilnius, 1969.
В. В. Иванов, В. Н. Топоров.



Поделиться:

Реклама