Педагогика - это...
ПЕДАГОГИКА - наука, объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности Относительно этого объекта П создает один или несколько научных предметов П - научная дисциплина, обеспечивающая средствами и знаниями те процессы и институты в обществе, которые задают преемственность поколений и воспроизводство самого общества как в имеющихся формах его существования, так и в новых, определяющих его развитие По своей сути П - это практическая философия До сих пор среди педагогов и теоретиков П широко распространено убеждение, что создание учебников, задачников, методических пособий по тем или иным учебным предметам, проектирование новых программ обучения и воспитания и тп и есть собственно научная задача П, ее научный продукт Тем самым П определяется ими как инструмент, своеобразное "техническое приспособление" по передаче информации Но когда вопрос ставится таким образом, возникает вполне оправданный и обоснованный условиями контртезис, что П вообще не наука, а технология Характер научных предметов, которые складываются и должны сложиться в П, в известных границах зависит от многообразия задач, решаемых в педагогической практике, одновременно подчиняясь своей автономной логике П не есть некое специфическое знание учителя или педагога Ее предмет - изучение содержания и особенность протекания базовых образовательных процессов Рефлексия и разработка новых педагогических представлений идет либо с ориентацией на преемственность, воспроизводство и задание всеобщности функций образования, воспитания и подготовки, либо с ориентацией на их развитие, уникальность и подчеркивание различий Всякая педагогическая система - даже там, где она выдает себя сама за чисто эмпирическую науку, - есть приложение к жизни философских воззрений ее автора История образования фиксирует, что новые педагогические системы создавались и вводились философами-профессионалами (ЯА Коменский, Дьюи), а история П есть отражение истории философии (Платон, Локк, Руссо, Спенсер, Песталоцци, Кант и др) Гессен отмечает, что даже самые частные и конкретные вопросы П возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоположностей Такое понимание (вслед за Наторпом) позволяет ему назвать П прикладной философией, те наукой, основанной на знании основ бытия Вместе с тем, школа является одним из наиболее инерционных социальных институтов Эта черта относится и к учебному процессу, который, по характеристике известного социолога Тоффлера, несет на себе следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства Исследования показывают, что на протяжении последних лет в разных странах мира нетрадиционным для педагогов является построение обучения в контексте непрерывного образования, курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто "усваивать" предлагаемый учителем (программой, учеником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине По сути речь идет о смене парадиг-мальных оснований образования: ведущим в деятельности педагога становится реализация деятельностного подхода В современных условиях педагог - это не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится; не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему, душевному росту, кто растет сам, развивая окружение детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых Поэтому настоящим педагогом становится сегодня не просто человек знающий, а человек, способный к культурному саморазвитию и творческому содружеству, сотрудничеству с детьми и взрослыми В самом общем виде можно выделить идеальные типы организации педагогической деятельности и соответствующие им следующие виды П: естественная П, П культуры, П идеала, элитарная П, эгалитарная П, информационно-кибернетическая П, дифференциальная П В настоящее время в педагогической литературе актуальными называются деятельностная П, П развития, приходящие на смену П воспроизводства и трансляции культуры Построение науки П - одна из основных задач нашего времени, на решение которой уйдут, наверное, силы нескольких поколений, тк система обучения и воспитания как объект изучения намного сложнее, чем объекты таких наук, как физика, химия, биология: к анализу и описанию объектов такой сложности человечество только подходит Намечая программу предстоящей работы, следует иметь в виду, что разные стороны и части системы воспитания и обучения уже анализировались и описывались, с одной стороны, в философии, а с другой - такими науками, как психология, логика, социология, культурная антропология и др В них накоплены знания о разных сторонах этих процессов, весьма существенные для дальнейшей работы Поэтому, строя педагогическую науку, необходимо учитывать общефилософские и специальные - социологические, логические, психологические и тп - знания о процессах образования П выступает как комплексная наука, которая должна, с одной стороны, объединить, а с другой стороны, снять в себе знания и методы всех указанных наук - и социологии, и логики, и психологии, - поскольку они касаются процессов обучения и воспитания Это - важнейшая принципиальная установка, определяющая подход к построению науки П Она кардинально отличается от использования данных социологии, логики и психологии в педагогической работе, ибо при таком подходе строится единый предмет П и разрабатывается единая система специфически педагогических методов, которые затем условно могут быть разложены на "Пе-дагогико-социологичеекие", "Педагогико-логические", "Педагогико-психологические" П - одна из профессиональных деятельностей в обществе и, как все другие деятельности, она имеет свои нормы, свои специфические средства для анализа и оценки реализации этих норм в тех или других условиях Теоретические предпосылки П, лежащие в основе педагогических норм, базируются как минимум на двух группах наук: одна -психология и физиология, те науки о человеке; вторая, группа - теоретические науки, отвечающие на вопросы о целях образования, которые зачастую представляющиеся нам слишком очевидными, близкими и обманывают нас своей видимой несомненостью Наряду с психологией и физиологией, - как минимум, антропология, эпистемология, семиотика, логика, диалектика, теория деятельности, праксеология, герменевтика, социология, а также риторика и гомилетика должны быть включены в учебный план подготовки специалистов-педагогов, ибо П как раз и составляет материал этих и некоторых других наук плюс еще конструируемые на их основе технические принципы и методы Построение П как сложной комплексной науки невозможно без объединения и кооперации усилий представителей разных наук, использующих различные научные языки, различные методы и по-разному представляющих себе общий для них объект Здесь, следовательно, чтобы организовать совместную работу, нужен какой-то специальный метаязык и специальное, обобщающее все точки зрения видение объекта изучения Обычно средства такого рода вырабатываются в методологии Таким образом, П и систему образования необходимо понимать как такие средства общества, с помощью которых оно определяет свое будущее и управляет, если может, самим собой Сейчас деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения уже становится, а в ближайшие десятилетия станет основной отраслью общественного производства: она будет отвлекать на себя значительную часть сил любой нации, непосредственно в ней и в обслуживающих ее областях будут заняты десятки миллионов людей Производство средств обучения и воспитания составит значительную часть от всего промышленного производства Еще более существенным является то, что от качества системы образования, от уровня и интенсивности обучения и воспитания во многом зависит будущее любого социума, его судьба
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: