Патриарх - это...

ПАТРИАРХ — титул, используемый для обозначения некоторых персонажей Ветхого Завета: Авраама, Йицхака, Йаакова, а также 12 его сыновей. В христианской церковной иерархии — титул епископов важнейших епархий.

С 4 в. библейское обращение "П." стало употребляться по отношению к особо выдающимся христианским епископам. Значение же, близкое к современному, оно обрело к концу 5 в. После 1-го Вселенского Собора в Никее в 325 (см. Никейские Соборы) церковная структура была подчинена административным подразделениям Римской империи. Каждая гражданская провинция по духовной линии возглавлялась митрополитом, или епископом митрополии. Более крупные административные единицы — диоцезы — управлялись экзархами диоцезов, которые со временем и начали именоваться "П.". Ряд П. возглавляли несколько диоцезов: епископ Рима — весь Запад, епископ Александрии — Египет и Ливию, епископ Константинополя (после Халкедонского Собора [см.]) — Понтийский, Азиатский и Фракийский диоцезы.

В связи с обострением борьбы за власть между духовными центрами христианства Рим постановил, что только епархии, первоначально основанные апостолами, имеют право становиться "патриархатами" (возглавляться П.).

Вопреки этому, на Халкедонском Соборе Константинополь — как "резиденция императора и сената", а также как новая столица империи и церковный центр Востока — обрел новый статус. Пять патриархатов, совместно именуемые "пентархия", впервые были утверждены законодательством императора Византии Юстиниана (правил с 527 по 565). Это были Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим (права их были вновь подтверждены в 692).

В 5 в. александрийский патриархат обнимал шесть провинций (весьма обширных и богатых), антиохийский патриархат — 15, константинопольский патриархат — 28, иерусалимский патриархат — только три провинции, незначительные и бедные. Еще большее значение имело исключительное положение константинопольского П. как епископа столицы. Уже Халкидонский Собор установил, что жалобы на митрополитов могут быть подаваемы как местному, так и константинопольскому П. Влияние последнего тем больше распространялось вне пределов его диоцеза, чем чаще император отсылал на его заключение важнейшие церковные дела. Впоследствии константинопольский П. сделался единственным посредником между императором и епископами, прибывавшими в столицу. Значение П. александрийского, антиохийского и иерусалимского, сравнительно с константинопольским, слабело также и потому, что около середины 7 в. первые три патриархата подпали под власть мусульман, и константинопольский П. сделался единственным П. Византийской империи. Таким образом, после начала арабской экспансии в Египет и Сирию (636—640) и оккупации трех последних патриархатов лишь первые два из этого перечня продолжали обладать реальным влиянием.

Правда, Трулльским Собором было постановлено, что ничьи иерархические права не могут подвергнуться стеснению "вследствие порабощения от неверных"; но постановление это не могло изменить фактического положения вещей. Исключительно влиятельное положение константинопольского П. возбудило в нем стремление к духовному господству над всей Церковью. Такими стремлениями особенно отличался П. Фотий, перу которого приписывают и особые императорские постановления о патриаршей власти. По этим постановлениям, престол константинопольский призван "рассматривать и исправлять возникающие при других (патриарших) кафедрах несогласия". Стремления константинопольского П. к главенству над всем христианским миром выразились в титуле "вселенский П.", который впервые стал прилагаться к константинопольскому П. при Иоанне Каппадокийском (начало 6 в.), а окончательно вошел в употребление при Иоанне Постнике (587), что вызвало резкий протест со стороны Папы Григория Великого. В византийскую эпоху четыре восточных патриархата имели однообразную организацию. Собор патриархата, т. е. собор епископов, подчиненных П., принимал церковно-дисциплинарные меры, общие для всего патриархата, составлял судебную инстанцию, высшую по отношению к провинциальным соборам и митрополитам, постановлял решения по важным вопросам административного характера. Собор при константинопольском П. обыкновенно составлялся в форме т. н. домашнего собора, к участию в котором привлекались все проживавшие в данный момент в Константинополе епископы, без различия патриархата, к которому они принадлежали. В такой же форме домашнего собора составлялся патриарший собор и при других восточных П. Лично П. имел право высшего надзора за соблюдением канонов и церковных законов, право созыва Собора, право руководительства Собором в качестве председателя его, право посвящения митрополитов. Право посвящения епископов принадлежало митрополитам, за исключением александрийского патриархата, где П. всегда удерживал за собой право рукополагать всех вообще епископов (т. е. не только митрополитов, но и их суфраганов — последних, впрочем, с одобрения первых) во все подведомственные ему города и области. После падения Византии константинопольский П. не только сохранил свою духовную власть, но и признан был со стороны турецкого правительства политическим главой всего православного населения Оттоманской империи, над которым он получил весьма обширную гражданскую юрисдикцию. С другой стороны, положение константинопольского П. сделалось еще менее прочным, чем при византийских императорах. Смены П. стали до того часты, что на каждого П. в среднем приходилось лишь около двух лет правления. Бывали случаи, что турецкое правительство не колебалось подвергать константинопольского П. смертной казни (Парфения — в 18 в., Григория V — в 19 в.). При тех беспорядках, злоупотреблениях и партийных столкновениях, которыми исполнена история константинопольского патриархата со времени завоевания Константинополя турками, турецкому правительству нередко приходилось выступать в качестве высшего судьи и по таким вопросам, которые были совершенно лишены политического характера, например по вопросам церковной обрядности. В организации патриаршего синода происходили разные изменения. Некоторые митрополиты получили значение постоянных и бессменных членов синода. В 1847 Порта пожелала включить в состав синода трех светских членов, которые участвовали бы в его заседаниях по всем делам, не касающимся догматов и церковной дисциплины; это встретило решительное сопротивление со стороны П. и епископов. Одна из позднейших реформ состоит в том, что все митрополиты, подчиненные константинопольскому П., поочередно вступали на известный срок в состав синода, в котором всего должно быть 12 членов. Особенное значение получил великий логофет (хранитель печати), избираемый П. и синодом из знатных греков, утверждаемый пожизненно Портою и служащий посредником во всех сношениях П. с турецким правительством. Каждый из трех остальных восточных П. пользовался в своей сфере действий такими же церковными правами, какие принадлежали константинопольскому в его патриархате, но гражданской власти они не имели никакой. При каждом из них состоял патриарший синод. Важнейшим явлением во внешней истории Восточной Церкви явилось выделение из константинопольского патриархата поместных автокефальных Церквей, которые при этом до 19 в. получали организацию по типу патриархатов. Первая такая Церковь явилась в Болгарии, где с конца 9 до начала 11 в. существовал доростольский патриархат, а с конца 12 до начала 14 в. — тырновский патриархат. Так возникли вопреки воле Константинополя новые славянские патриархаты в городах Преслав (932), Тырново (1234), Печ (1346), Москва (1589).

В 19 в. Болгарская Церковь, отделившись от константинопольского П., стала под власть экзарха, т. е. тоже получила организацию по типу патриархата, тогда как другие автокефальные Церкви, отделившиеся от константинопольского П. в 19 в., получили синодальное устройство (элладская, румынская, сербская). В настоящее время в рамках Восточной Церкви институт П. существует, например, в Армяно-Григорианской Церкви: П.-католикос.

После введения сана П. в Русской Православной Церкви его власть ничем не отличалась от власти прежнего митрополита; П. пользовался только известными богослужебными преимуществами. Как и митрополит, он носил белый клобук, но с крестом или херувимами; на митре у него был крест, которого не было у митрополита; он носил цветную мантию; перед ним во время выхода и выездов несли не только крест, но и свечи; облачался он посреди церкви, другие же архиереи — в алтаре; он один только сидел на горнем месте; из своих рук причащал архиереев.

В истории Русской Православной Церкви осуществляли служение следующие П. (до введения института патриаршества в 1589 РПЦ возглавляли митрополиты, их список см. в статье Митрополит. — Ред.): Иов (1589—1605); Игнатий (1605—1606); Гермоген (1606—1612); Филарет (1612—1633); Иосаф I (1633—1640); Иосиф (1640—1652); Никон (1652—1667); Иосаф II (1667—1672); Питирим (1672—1673); Иоаким (1674—1690); Адриан (1690—1700); Стефан Яворский (1700—1721); [с 1721 по 1917 институт П. в России отсутствовал]; Тихон (1917—1925); Сергий (1925—1944); Алексий I (1944—1970) [см.]; Пимен (1970—1990 [см.]); Алексий II [см.] (с 1990).

В настоящее время существуют 9 православных патриархатов: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, Москва, Грузия, Сербия, Румыния, Болгария.

П. и глава любой автокефальной Церкви отличаются сейчас лишь титулом.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(греч. patriarches -родоначальник) — в православии - высш. духовный сан; глава правосл. церкви в ряде стран. В католицизме сан П. носят главы отд.епархий.
Словарь церковных терминов
- в некоторых православных церквах - титул главы поместной церкви. избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Патриарх см Праотец, патриарх
Библейская энциклопедия Брокгауза
Праотец, патриарх (греч патриархес, "самый высокородный" или "самый старший из отцов рода") В НЗ Петр называет Давида праотцем (Деян 2:29)Стефан называет патриархами 12 сыновей Иакова(Деян 7:8,9) В Евр 7:4 патриархом назван и Авраам Под П подразумеваются прежде всего Авраам,...

Поделиться:

Реклама