Пасха христианская - это...
ПАСХА христианская — христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Согласно изложению Н. И. Барсова, П. существовала уже при апостолах и первоначально была посвящена воспоминанию смерти Иисуса Христа, почему сначала на всем Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших Отцов Церкви — Иринея, Тертуллиана, Оригена, — последовала крестная смерть Иисуса Христа. По учению Церкви, пасхальный агнец евреев — прообраз Иисуса Христа, почему в Св. Писании Иисус Христос называется агнцем Божьим, агнцем пасхальным, Пасхой (1 Кор 5:7; Ин 19:33, 36; Исх 12:46). Это название сохраняют за ним и древнейшие Отцы Церкви, которые даже самое название "П." производят не от еврейского "песах" (арамейское "пасха"), как это делают обыкновенно, а от греч. "страдать" (Юстин — см., Тертуллиан, Ириней). По авторам синоптических евангелий, смерть Иисуса Христа последовала не 14, а 15 нисана, хотя из их сказаний и не видно, чтобы тот или другой из этих дней был днем еврейской П.; но те из восточных христиан, кто в вопросе о П. следовал синоптикам, а не Иоанну, также справляли П. 14 нисана, относя празднование к воспоминанию Тайной Вечери Иисуса Христа. Указание на существование П. как особого праздника еще при апостолах у христиан из язычников Епифаний Кипрский видит в словах апостола (1 Кор 5:7—8): "наш пасхальный Агнец — Христос был принесен в жертву за нас... будем праздновать не со старой закваской порочности и лукавства…". По мнению ряда исследователей эти слова апостола не дают основания утверждать, что у коринфян существовал при апостолах особый праздник П., так как ближайшие к апостолам Отцы Церкви не упоминают о каком бы то ни было годичном празднике П., празднуемом в один специально избранный период или день. Ап. Ерм в "Пастыре" упоминает о пятнице как дне еженедельного поста и скорби в воспоминание страданий и смерти Иисуса Христа, а Тертуллиан — о воскресном дне недели как дне радости и веселия, когда не было ни поста, ни коленопреклонений, в память воскресения Христова. Эти еженедельные празднования были более торжественными в начале года, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения Иисуса Христа. С течением времени еще во 2 в. чествование этих событий сконцентрировалось в два специальных праздника, которые оба назывались П.: П. в честь смерти Иисуса Христа и П. в честь воскресения Христова. Первая проводилась в скорби и строгом посте, который продолжался не только в пятницу, но и в субботу, даже до утра воскресенья, и заканчивался воскресной евхаристией. По некоторым указаниям праздник П. воскресной продолжался пятьдесят дней и был праздником не только воскресения Иисуса Христа, но и его вознесения, а также сошествия Св. Духа, почему получал иногда название Пятидесятницы. Чем более обособлялась Церковь от иудейства, тем более восточный способ празднования П. (одновременно с иудеями, 14 нисана), практиковавшийся особенно в малоазийских церквах, казался несообразным с существом дела. Празднующих П. в этот день называли — в Церквах, образовавшихся из язычников, — иудействующими. На Западе никогда не связывали празднования П. с П. иудейской и совершали ее в первый после полнолуния воскресный день, а не в пятницу. Это различие привело к спорам между Востоком и Западом — т. н. "пасхальным спорам", длившимся между азийскими епископами и Римом с конца 2 в. в продолжение всего 3 в. В 160 Поликарп, епископ Смирнский, посетил Аникиту, епископа Римского, в целях соглашения, но каждая сторона осталась при своем взгляде. В 170 происходили споры о том же в Азии. По настоянию римского епископа Виктора собраны были для рассмотрения вопроса соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе. Епископы Азии твердо держались своего мнения; тогда Виктор решился прервать общение с Малой Азией и требовал того же от других Церквей. Ириней Лионский убедил его, однако, не нарушать единства веры ради различия обряда. Спор продолжался до Никейского Вселенского Собора, который, склонясь на сторону римского мнения, определил (правило 7), чтобы П. праздновалась христианами непременно отдельно от иудеев и непременно в день воскресный, следующий за полнолунием. Для более точного определения дня П. на каждый год сделаны были надлежащие исчисления. Евсевий в "Церковной истории" говорит, что большая часть Церквей малоазийских подчинилась определению Собора; но были Церкви, сохранявшие старинный обычай. Собор Антиохийский 341 отлучил от Церкви этих "иудействовавших". От 4 в. сохранились свидетельства, что обе П. соединялись и на Востоке и на Западе вместе и продолжались каждая по семь дней, не считая самого дня Светлого Воскресения. Не ранее как в 5 в. название П. стало усвояться исключительно празднику Воскресения Христова, причем чем далее, тем торжественнее он стал совершаться. Светлое Воскресение получило название "царя дней", "праздников праздника". Празднование его сопровождалось внецерковными манифестациями, иллюминацией; в храме верные в известные моменты восклицали, обращаясь друг к другу: "Господь воскрес! Воистину воскрес!". Императоры по случаю праздника давали свободу заключенным в тюрьме, богатые граждане отпускали рабов; бедные получали помощь от правительства и частных лиц. П. празднуется с особенной торжественностью, по особому чинопоследованию. Особенности этого чина: обилие света (зажигаются все лампады и паникадила со свечами и все присутствующие на утрене имеют зажженные свечи); священнослужители облачаются в самые лучшие ризы и т. д.
В православном обычае богослужение Воскресению Христову начинается уже в Великую субботу, но во всей торжественности оно открывается на утрене. После полунощницы бывает торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. Часы в день П. состоят не из псалмов, а из пасхальных песнопений. На литургии, совершаемой в самые ранние часы, читается Евангелие от Иоанна (1:1—17) о божестве Иисуса Христа. Если литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках в знак того, что большая часть народов на земле признают воскресшего своим Богом и Господом. На вечерне в день П. читается Евангелие о явлении Господа апостолам в вечер дня воскресения (Ин 20:19). Пасхальные песни принадлежат большей частью св. Иоанну Дамаскину; они составлены им на основании древних Отцов Церкви, преимущественно Григория Богослова, Григория Нисского и др. Богослужение в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах, в знаменование того, что Воскресением Иисуса Христа открыт всем доступ на небо. При пасхальном целовании и приветствии ("Христос воскресе!") верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиберием, поднесла ему в дар красное яйцо с приветствием "Христос воскресе!" и с этих слов начала свою проповедь. Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение "людской кровью" Иисуса Христа. К пасхальным обрядам относится также благословение яств, особенно сыра и яиц, как пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Существует обычай приготовлять в домах хлеб, как бы домашний артос (кулич), и носить его в день П. в притвор церкви для освящения вместе с сыром и яйцами. Во всю светлую седмицу бывает целодневный звон, в знак торжества Церкви, празднующей победу Иисуса Христа над смертью и адом. Праздник П. продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле.
Поделиться: