Паскаль - это...

ПАСКАЛЬ (Pascal) Блес (1623-1662) - французский философ-мистик и математик, основоположник теории вероятностей Основные сочинения: "Мысли" (1669), "Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу" (1656, выдержали свыше 60 изданий), "Об искусстве убеждать" (1655-1657), "Молитва к Богу об обращении во благо болезней" (1659) и др Драматичный жизненный путь П неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа "Первое обращение" П, временно прервавшее его чрезвычайно плодотворную научную деятельность, произошло на почве увлечения янсенизмом, после чего он, однако, вернулся к занятиям наукой Краткий период светской жизни П, внешне благополучный, сопровождался мучительными раздумьями о собственном существовании Несчастный случай послужил толчком ко "второму обращению" П: он пережил необыкновенный опыт "боговдохновения", под влиянием которого П набросал небольшой текст религиозно-экстатического содержания, в котором отрекся от мира и полностью "посвятил" себя Богу После этого П поселился в янсенистской общине Пор-Рояля и стал вести уединенный, аскетический образ жизни Принял участие в борьбе янсенистов с иезуитами, написав знаменитые "Письма к провинциалу" (названные впоследствии так с легкой руки Вольтера) К концу жизни достиг крайней степени самоотречения Молитва, религиозные размышления, совершенно подорванное здоровье и вспышки самоистязания составляют последний период жизни П, в который и писалась задуманная, но так и не оконченная "Антология христианской религии" После его смерти нашли лишь отдельные отрывки, вошедшие в историю как "Мысли" П Рассмотрение П вопросов гносеологии и философской антропологии обосновывает его обращение и религиозной проблематике Исключительная роль П в истории философии определяется тем, что в эпоху механистического рационализма он первый - предвосхищая иррационалисти-ческую традицию в философии - решительно ограничил сферу применимости научного познания, выделив наравне с ним познаниенепосредственное (постепенности рассуждения противопоставлялась моментальность проникновения) Если первый род познания, согласно П, осуществляется разумом (доназывающим), то второй - сердцем (чувствующим) С другой стороны, ограниченность разума проистекает, согласно П, из онтологического статуса человека в мире Все способности и свойства человека определены тем, что он занимает серединное положение меж двух бесконечностей (в большом и в малом) Разум не может обеспечить человеку устойчивость и уверенность, ибо, как пишет П, ничто не способно "укрепить конечное между двумя бесконечностями" Осмысление неспособности человека к всеобъемлющему познанию в силу конечности и неоднородности его природы - приводит П к отказу от "самонадеянных исследований" в пользу "безмолвного созерцания" По мнению П, зачеркивать разум также неприемлемо, как и признавать только разум Человек, по П, - лишь тростник, слабейшее из творений природы, но "тростник мыслящий" Величие человека, говорит П, в том и заключается, что он сознает свое ничтожество Отвлеченные науки оказываются не только бессильны в своих притязаниях на познание мира, но мешают человеку понять его собственное место в мире, задуматься, "что это такое - быть человеком" П видит обязанность человека в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самом, своем создателе и своем конце, однако вместо этого человек предпочитает развлечение, которое П усматривал во всех внешних заботах и занятиях (в том числе, и искусством) Развлечение, эта "бедственная особенность" человеческого существования, коренящаяся "в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и ничтожности человека", отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горечи своего бытия, не дает ему задуматься о своей судьбе Ужасающая противоречивость человеческой природы делает человека "непостижимым чудовищем" Он оказывается парадоксом для самого себя "Мы жаждем истины, - пишет П, - а находим в себе лишь неуверенность Мы ищем счастья, а находим лишь горечи и смерть" По глубокому убеждению П, человек, осознавший трагизм своего положения, может найти выход только в христианской вере При этом разум (размышление) играет лишь второстепенную роль: он только доходит до веры, но не приводит к ней По отношению к вере разум сознает, что есть вещи, превышающие его понимание Вся суть веры, по П, в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом Будучи "даром Божьим", вера предполагает полное самоуничтожение человека, находящегося одновременно в состоянии радости и страха Истинность христианской религии, доказываемая, согласно П, пророчествами и чудесами, претворяется в том, что она обязует любить Бога, а также в том, что лишь эта религия объясняет противоречие между величием и ничтожеством человека, ибо он способен познать себя только с помощью тайны преемственности греха - здесь, как говорит П, завязан узел нашего существования Истинное обращение заключается, по мнению П, в осознании непреодолимой противоположности между нами и Богом: человек может постичь Бога и самого себя только через посредника - Иисуса Христа, в котором и концентрируется спасительная сила веры Главной темой философских размышлений П был человек В своем стремлении определить сущность человеческой природы П показал себя не только тонким психологом и моралистом, но и талантливым писателем, способным придать своим наблюдениям над жизнью и людьми как художественную выразительность, так и философскую глубину Единодушное преклонение перед П-ученым всегда сопровождалось очень противоречивым отношением к П-философу В нем видели мизантропа, замаскированного атеиста, психически больного человека Мировоззрение П подвергалось критике с самых разных сторон, и прежде всего французскими просветителями, выступившими в защиту человеческой природы Вместе с тем, экзистенциалисты нашли в П своего духовного предтечу (наряду с Кьеркегором) на основании того, что основные темы экзистенциализма (человеческое существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска, отчаяние, тревога как сущностные определения человека, смерть как ключевая категория человеческого существования) представлены в философии П


Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия
(pascal) - единица давления в системе СИ. 1 Па равен давлению, создаваемому силой 1 Н, равномерно распределенной по поверхности площадью 1 квадратный метр. Обозначение: Па.

Поделиться:

Реклама