Папа Римский - это...
ПАПА Римский (греч. "отец"; в соответствующем значении употребляется с 12 в.) — в католичестве — высший церковный иерарх. Официальный реестр П. (папский ежегодник) публикуется ватиканским издательством под названием "Annuario Pontificio".
П. — носитель (согласно папским ежегодникам) следующих официальных титулов: епископ Рима, наместник (викарий) Иисуса Христа, наследник князя апостолов (т. е. св. Петра), верховный понтифик Вселенской Церкви, Патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан, слуга слуг Божьих. Последний был введен в 7 в. Григорием I. Между 17 и 20 в. это определение встречалось реже. Воскресил его Павел VI после 2-го Ватиканского собора (см. Ватиканский Собор II).
В эпоху раннего христианства верующие называли "П." своих духовных руководителей, монахов, священников, епископов. На рубеже 2 и 3 вв. в восточном христианстве титул "П." присваивался Патриарху Александрийской Церкви. На Западе этот титул носили епископы Карфагена и Рима. Самая ранняя надпись "П." датируется концом 3 в.; она была обнаружена на стенах Римских катакомб св. Каликста. Начиная с раннего Средневековья слово "П." фигурирует в церковных документах как общепринятый титул епископа Рима, а в 1073 П. Григорий VII заявил, что право носить этот титул принадлежит только Римскому епископу.
До сегодняшнего дня в официальной номенклатуре, используемой в католическом церковном праве, непосредственно не используется термин "П.". Он заменяется выражением Romanus Pontifex (Римский понтифик, или верховный жрец), заимствованным из терминологии древнеримского язычества. В Древнем Риме коллегия понтификов под руководством верховного жреца (Summus Pontifex) отвечала за организацию и исполнение официального государственного культа.
В церковной традиции выражение "Romanus Pontifex" отражает две главные функции, осуществляемые "П.": он является епископом Рима и одновременно понтификом, т. е. главой всей Католической Церкви. В соответствии с доктриной современного католичества, епископ Рима являет собой наследника всех тех атрибутов власти, какие имел ап. Петр, возглавлявший коллегию двенадцати апостолов — самую высшую инстанцию института Христианской Церкви. И поэтому, как Петр был главой Церкви, так и его законные преемники обладают властью над всем католическим миром и его иерархией. Эта идея, именуемая тезисом об "апостольском наследовании", появилась в произведениях христианских мыслителей в кон. 2 — нач. 3 в. После длительной эволюции она нашла свое окончательное выражение в принятом на 1-м Ватиканском Соборе догмате о верховенстве П., фундированном двумя гипотетическими посылками: 1) коллегиальная власть, осуществлявшаяся двенадцатью апостолами, подчинялась Петру; 2) именно Петр, будучи первым епископом Рима, передал власть своим преемникам.
Тем не менее, по общему мнению, ап. Павел ни словом не упоминает о пребывании Петра в Риме ни в Послании, адресованном римлянам (около 58), ни в тех посланиях, которые позднее в самом Риме были написаны им к христианам Малой Азии. В 1 в. христианские общины существовали под коллегиальным руководством совета старейшин (или пресвитеров), которых лишь в исключительных случаях кое-где называли епископами. Кроме того, мученически погибший в Риме Петр не мог быть епископом Рима и назначить своего преемника, поскольку института единоличной власти епископа в этот период еще не существовало. Неоспоримого подтверждения подобного толкования религиозного статуса св. ап. Петра пока нет.
Самый ранний список первых П. был составлен ок. 180 епископом Лиона Иренеем. Он выступил одним из первых пропагандистов тезиса об "апостольском наследовании"; его список призван был служить доказательством преемственности традиции, начиная с ап. Петра до правившего в его время римского епископа Виктора (189—199?). Другой список, включающий только несколько имен, составил в этот же период происходивший из Малой Азии христианский писатель Хегезип (ум. ок. 190). Его произведение не дошло до нашего времени, но оно известно по фрагментам, которые полтора века спустя цитировал Евсевий — епископ Кесарии (см. Евсевий Кесарийский), которого обычно называют "отцом церковной истории". Вслед за этими первыми списками появились следующие, более обширные реестры и биографии П., как, например, реестр Папы Либерия (352—366) или относящаяся к 7 в. "Книга Римских понтификов". Они явились основой для созданных в Средневековье папских хроник, среди которых можно отметить распространенное произведение Мартина Поляка — архиепископа из Гнезно (ум. в 1279) — "Хроника пап и императоров".
Первый подробный список папских документов (актов) был составлен по приказу Иннокентия III (1198—1216). Этот список в последующие годы систематически дополнялся, до сих пор сохраняясь в тайном папском архиве. По распоряжению Льва XIII с частью этой документации получили возможность познакомиться некоторые ученые.
Даже по вопросу численности П. среди современных историков католичества нет единого мнения. Причиной этого служат ошибки хронистов в определении дат отдельных понтификатов, неправильности в написании имен (к примеру, Мартин вместо Марин и т. п.), разнобой в нумерации П., принимавших одно и то же имя. Сегодня в целом предполагается, что до правящего с 2005 Бенедикта XVI было 262 законных П. Имена остальных римских епископов занесены в категорию антипап, однако это не означает, что избрание ряда альтернативных кандидатов на папский престол было недействительным.
Лишь ко второй половине 13 в. относится и окончательное оформление самой процедуры избрания П. Так, в первые три века П. избирались духовенством и народом; затем это право присвоили себе короли. Одоакр в 483 решил, что никакой римский епископ не может быть утвержден в своем сане без королевского на то согласия. Теодорих, отличавшийся веротерпимостью, воздерживался сначала от вмешательства в церковные дела, и в первую половину его царствования папские выборы возвратили себе независимый характер. Под конец жизни Теодорих резко меняет свое отношение к Римской Церкви и уже сам назначает П. (например, Феликса IV). Византийские императоры считали своим правом распоряжаться назначением П., низвергали их и судили. За утверждение выборов платились деньги. П. стараются оградить свою независимость не только анафемой против светских лиц, вмешивающихся в дела Церкви, но и другими путями. Был издан декрет, чтобы П. сам назначал себе преемника; декрет был отменен, но тем самым вмешательству государства был дан характер насилия. Николай I объявил анафему каждому за вмешательство в папские выборы. В 10 в. выборы на престол св. Петра находились в зависимости от римской знати. С 11 в. началась борьба против порабощения П. римской аристократией и оппозиция против влияния германских императоров, утверждавших избранного П. 13 апреля 1059 Николай II уничтожил последний остаток прежнего устройства Церкви: на Латеранском Соборе был принят новый закон о папских выборах. П. избирается кардиналами, составляющими епархиальный капитул римской епископской Церкви (28 кардиналов-пресвитеров и 18 кардиналов-диаконов римских церквей). Выбор П. может быть произведен, по назначению кардиналов, и вне Рима. Если большинство кардиналов стеснено в выборе или лишено возможности участвовать в выборах, то меньшинству предоставляется последнее слово. Наконец, в П. можно выбрать и лицо, не принадлежащее к Римской епархии. До конца 12 в. германские императоры сохраняли за собой, однако, право утверждения П. Александр III точнее регулировал способ выборов П. Интриги и промедления при замещении папского престола были устранены Григорием Х на Лионском Соборе в 1274.
Самые выборы П. производились в конклаве следующим образом: на 10-й день по смерти П. коллегия кардиналов собирается в собор св. Петра, чтобы выслушать особую мессу, и затем торжественной процессией отправляется в капеллу Сикста IV, где кардиналы дают клятву, что будут следовать установленным для избрания П. законам. Вслед за тем избиратели возвращаются в приготовленные для них кельи. Стены келий состоят из шерстяной материи, так что каждое слово, произнесенное в одной келье, слышно и в соседней. Всякий доступ к кардиналам прекращается, двери запираются двойными замками; принимаются все меры, чтобы собравшиеся в конклаве кардиналы до окончания выборов были изолированы от всего внешнего мира и его влияний. По обычаю новейшего времени, собственно выборы начинаются на третий день, считая со дня торжественного шествия в капеллу. Выборы происходят по большинству двух третей голосов (ныне — "2/3 плюс один голос"); подача голосов письменная, закрытая. Она начинается каждый день по знаку, данному церемониймейстером, и происходит в предназначенной для того капелле, куда кардиналы отправляются из своих келий в 7 часов утра. Сначала происходят как бы пробные выборы, во время которых выясняется взаимное отношение партий. Затем приступают к окончательным выборам. Если никто из кандидатов не получил необходимого числа голосов, то после полудня назначаются добавочные выборы, при которых голоса подаются лишь за лиц, внесенных уже в список кандидатов, с той особенностью, что никто не должен вотировать в пользу того кандидата, которому он раньше уже дал свой голос. Если и эти выборы не приводят к желанному результату, то на другой день составляется новый список, т. е. происходят новые выборы. Три европейские державы: Франция, Австрия и Испания (прежде — также Королевство обеих Сицилий) могли ранее протестовать против избрания нежелательных им кардиналов; каждая из этих держав поручала кому-либо из кардиналов (в большинстве случаев тайно) выразить этот протест. Этот отвод должен был быть заявлен раньше получения кем-либо из кандидатов большинства двух третей голосов; кроме того, каждое из названных государств могло лишь один раз заявить протест. Принимая избрание, новый П. объявляет имя, которое он намеревается носить как таковой, затем в ризнице заменяет кардинальские одеяния папскими и перед алтарем избирательной капеллы принимает первые поздравления и приветствия со стороны кардиналов. Вслед за тем новоизбранный П. с балкона является народу. Затем П. надевает митру и принимает поздравления в Сикстинской капелле; оттуда процессия направляется в церковь св. Петра, причем П. несут на седалище под большим балдахином. С главного алтаря он принимает третью очередь поздравлений, причем присутствуют также иностранные послы; народ получает от П. апостольское благословение. За избранием П. следует, в тот же день или несколько дней спустя, торжественное посвящение и коронование или интронизация. С этого момента он считает время своего правления.
До 6 в. римские епископы сохраняли имя, полученное ими при крещении. Первым, кто сменил имя, был Иоанн II (533—535), которого до избрания называли Меркурий. Также и Петр Павианский не пожелал именоваться Петром II и сменил свое имя на Иоанн XIV (983—984). В нумерации последующих пап, называвшихся Иоаннами, произошел сбой: Иоанн XXIII (Балтазар Косса), избранный на папский престол вполне законно, отказался от тиары на Соборе в Констанции (1415). Позднее избранный на должность итальянец Ронкалли (1958—1963) принял имя Иоанн XXIII, признав тем самым, что Балтазар Косса был антипапой. С середины 16 в. все П. принимали новое имя, желая таким образом почтить одного из своих предшественников, носивших это же имя. В настоящее время важнейшие папские документы подписываются именем, принятым при избрании на папский престол, но без указания порядкового номера.
Вплоть до Нового времени в источниках чрезвычайно редко указывалась дата рождения П. Они ограничивались обычно указанием, что на папский трон воссел человек "старый" или, напротив, "молодой". Тем не менее Иоанну XII (955—964) в момент избрания было 20 лет, Григорию V (966—999) — 24 года, а Бенедикту IX (1032—1044) — только 15 (по некоторым источникам даже 12) лет. Случалось также, что кардиналы отдавали свои голоса за людей очень пожилых, рассчитывая, возможно, на то, что новый понтификат продлится недолго. Так, Павлу IV (1555—1559) было 79 лет, а Клименту Х (1670—1676) — 80, когда они заняли папский трон.
Стефан II (избранный в 752) умер на третий день после выборов, не дожив даже до своей коронации. По этой причине он не был вписан в официальный реестр П. Несколько из них перед смертью отказывались от папской тиары.
Историки Церкви придерживаются мнения, что из 262 П. около 200 происходили из Италии, а 50 были чужеземцами. Национальность остальных не установлена. Среди чужеземцев больше всего было греков и сирийцев; семь П. происходили из Франции, семь — из Германии, два — из Испании, один — из Португалии, один — из Африки, один — из Англии, один — из Фландрии (Голландии). Именно голландец Адриан VI (1522—1523) был последним П. неитальянцем до момента избрания (1978) поляка Иоанна Павла II (Войтылы). Половину из П., происходивших из Италии, составляли коренные римляне.
Среди представителей П., например, Каликст I родился рабом, а Кай, напротив, был родственником императора Диоклетиана. Феликс III и Григорий I происходили из сенаторских родов. В период Средневековья, Возрождения и даже во времена Контрреформации подавляющее большинство П. были выходцами из аристократии. Немногочисленные П., происходившие из беднейших слоев населения, были почти все до своего избрания монахами.
Самым ранним живописным произведением, изображающим П., которое, по мнению специалистов, можно считать правильным воссозданием оригинала, является фреска, относящаяся к 13 в. и представляющая Иннокентия III (1198—1216). В нумизматической галерее Ватиканского музея хранится коллекция медалей, на которых изображены головы всех П., начиная с Николая V (1447—1455).
В церковной номенклатуре папских имен все П. от Петра до Феликса IV (ум. в 530) считаются святыми, кроме Либерия (ум. в 366) и Анастасия (ум. в 498). Кроме того, все П. до Мильтиада (ум. в 314) считаются мучениками. Святым и мучеником является также антипапа Ипполит (ум. в 235). Мучеником признан и Мартин I, который, находясь в изгнании, умер от истощения в 655. С 530 численность П.-святых существенно уменьшается. До 11 в. их насчитывается 23, в 13 в. — только один — Пелестин V (умер, отказавшись от тиары, в 1296), а после него, в Новое время, — два: Пий V и Пий X. Только трое последних из перечисленных здесь П. были официально канонизированы. Восемь П. имеют титул "блаженный" и два — "доктор Церкви" (см. Доктор): Лев I и Григорий I.
Со времен раннего Возрождения ко всем П. обращались: "святой отец" или "Ваше святейшество", однако в этом случае определение "святой" касается исключительно сакральной функции П. независимо от моральной оценки его личности.
Официальный каталог папских гербов начинается с герба на печатях Иннокентия III (начало 13 в.). Гербы имели также и антипапы.
С раннего Средневековья отличительной деталью папского одеяния является палий. Это белая шерстяная широкая лента, надеваемая на шею, один конец которой спускается на грудь, а другой перебрасывается через плечо на спину. Палий ткался монахинями из монастыря св. Агнессы в Риме из шерсти ягнят, освященных П. На палий нашивали шесть крестов из черного сукна. В Восточной Церкви палий был знаком отличия Патриархов. В Западной Церкви палий первоначально надевали только П. Однако в Средние века П. начали посылать палий за соответствующую плату епископам-митрополитам, подчеркивая тем самым зависимость местных церквей от папской власти. Во время литургических церемоний на руках П. присутствуют красные перчатки с вышитым на них крестом, а на ногах — расшитые золотом туфли. Каждодневной домашней одеждой П. издавна принята белая сутана. Как писали средневековые церковные писатели, она является символом белой туники Христа, которую римские солдаты разыграли между собой после его распятия (Иоан 19:24). Выходя из дома, П. надевает красный плащ и красную шляпу. С 1245 (Собор в Лионе) П. признали за кардиналами право носить широкополую красную шляпу со свисающими "хвостами". Бонифаций IX (1389—1404) приказал кардиналам шить одеяния пурпурного цвета.
Со 2-го Ватиканского Собора (см. Ватиканский Собор II) папские и кардинальские одежды стали значительно скромнее. Знаки папской власти со времен Средневековья хранятся в сокровищнице ризницы собора св. Петра. Находятся там, в частности, пурпурный плащ и тиара. Случалось, что альтернативные кандидаты на трон св. Петра (антипапы) похищали эти знаки власти, чтобы получить возможность провести собственную коронацию.
Самой старой папской резиденцией является Латеранский дворец, переданный императором Константином (см. Константин I Великий) Сильвестру I (314—335). С эпохи Возрождения главной резиденцией П. стал комплекс зданий, построенных вокруг собора св. Петра, который именуется Ватиканом. С 1870 П. живут именно в Ватикане. За пределами Рима важнейшие папские дворцы были построены в Гаете, около Неаполя, в Ананьи, в Витербо, Флоренции, Перудже. Недалеко от Рима, в Кастель-Гандольфо, в 1596 была построена летняя резиденция, которой пользуются и современные П.
В первые века христианства П. хоронили в катакомбах. Всеобщей известностью пользуется папская крипта в катакомбах Каликста, где находятся самые древние из известных нам захоронений П. С 4 в. папские могилы размещались в подземельях Латерана, Ватикана, а также других римских соборов. Более десятка П. были захоронены в других городах Италии и в других странах.
В прежние эпохи все, кто входил в окружение П., должны были придерживаться разработанного до мелочей этикета. Лишь Иоанн XXIII (1958—1963) осуществил упрощение ритуала, регулирующего поведение лиц из ближайшего окружения П. и тех, кого он принимает на аудиенциях. Было, в частности, отменено предписание троекратного коленопреклонения до начала и после окончания частной беседы с П., а также целование его туфли.
Официальные папские документы в настоящее время частично публикуются в ватиканском периодическом издании "Acta Apostolicae Sedis" (AAS). Они делятся на несколько категорий. Самые важные из них, носящие торжественный характер, — это апостольские конституции и буллы. Ко второй группе папских документов причисляются т. н. бреве или "сокращенные" папские постановления частного (партикулярного) характера. В третью категорию включаются разного рода папские послания. Среди них следует назвать послания Motu proprio, т. е. написанные по личной инициативе П. и касающиеся, как правило, организационных проблем или вопросов церковного управления. Некоторые послания, содержащие важнейшие постановления, носят название "декреты". В 1740 появилось первое "окружное" папское послание, или энциклика. Написал его Бенедикт XIV (1740—1758). В настоящее время реестр папских энциклик насчитывает более 200 таких документов. Как правило, адресатом энциклик является весь католический епископат и верующие. Авторами наибольшего числа энциклик были Бенедикт XIV (22 послания), Пий IX (32), Лев XIII (60), Пий XI (28), Пий XII (41). С 18 в. появился обычай называть каждую энциклику (и даже другие папские документы) по двум-трем первым словам их латинского текста. Некоторые документы скрепляются специальной папской печатью, называемой "кольцом рыболова".
П. как глава Государства Ватикан пользуется правом награждения "рыцарскими орденами". Награждение папскими орденами подтверждается соответствующим "апостольским посланием". Самыми высокими наградами являются: Высший орден Христа, учрежденный 14 марта 1319 Папой Иоанном XXII (1316—1334); Орден Золотой шпоры (дата учреждения неизвестна), возобновленного Пием Х (1903—1914) в 1905; Орден Пия, учрежденный 17 июня 1847 Пием IX (1846—1878) и возобновленный Пием XII (1939—1958) в 1939 и 1957; Орден св. Григория Великого, учрежденный 1 сентября 1831 Григорием XVI (1831—1846) и реформированный Пием Х в 1905; Орден св. Сильвестра, учрежденный 31 октября 1841 Григорием XVI и реформированный Пием Х в 1905. Имеется еще несколько других папских знаков отличия, как, например: "Крест за Церковь и Папу", учрежденный Львом XIII (1878—1903), а также "Медаль за заслуги". Существует и такой знак отличия, как "Золотая Роза", представляющий собой богато украшенную розу из золота, наполненную благовониями. "Золотая Роза" освящается ежегодно в четвертое воскресенье Великого поста и посылается в дар высокопоставленным особам за их заслуги перед папством. Первую "Золотую Розу" послал Лев IX (1049—1054). В Средние века получателями "Золотых Роз" часто выступали благочестивые и богобоязненные королевы или княжны. Список папских знаков отличия включает также и "Орден кавалеров святого Гроба в Иерусалиме", награждение которым производит капитул этого монашеского ордена, но под контролем П.
В настоящее время принято относить к ряду П. и антипап (отмечены в перечне значком "*") следующих деятелей Христианской Церкви и католичества (временные перерывы означают, что папский престол оставался вакантным): Петр [см.] (казнен в 64 или 67); Лин (67—76); Анаклет, или Клет (76—88); Климент I (88—7); Эварист (97—105); Александр I (105—115); Сикст I (115—125); Телесфор (125—136); Гигин (136—140); Пий I (140—155); Ашкет (155—166); Сотер (166—175); Элевтерий (175—189); Виктор I (189—199); Зеферин (199—217); Каликст I (217—222); Ипполит* (217—235); Урбан I (222—230); Понтиан (230—235); Антер (235—236); Фабиан (236—250); Корнелий (251—253); Луций I (253—254); Стефан I (254—257); Сикст II (257—258); Дионисий (259—269); Феликс I (269—274); Евтихиан (275—283); Кай (283—296); Марцеллин (296—304); Марцелл I (308—309); Евсевий (309—309/310); Мильтиад, или Мельхиад (311—314); Сильвестр I (314—335); Марк (январь 336—октябрь 336); Юлий I (337—352); Либерий (352—366); Феликс II* (355—365); Дамасий I (366—384); Урсин* (366—367); Сириций (384—399); Анастасий I (399—401); Иннокентий I (401—417); Зосима (417—418); Бонифаций I (418—422); Евлалий* (418—419); Целестин I (422—432); Сикст III (432—440); Лев I Великий (440—461); Иларий (461—468); Симплиций (468—483); Феликс III (II) (483—492); Геласий I (492—496); Анастасий II (496—498); Симмах (498—514); Лаврентий* (498, 501—505); Гормизд (514—523); Иоанн I (523—526); Феликс IV (III) (526—530); Бонифаций II (530—532); Диоскор* (сентябрь 530 — октябрь 530); Иоанн II (первый Папа, сменивший имя при вступлении на престол, звался Меркурий) (533—535); Агапит I (535—536); Сильверий (536—537); Вигилий (537, возведен на престол при жизни Сильверия — в 555); Пелагий I (556—561); Иоанн III (561—574); Бенедикт I (575—579); Пелагий II (579—590); Григорий I Великий (590—604); Сабиниан (604—606); Бонифаций III (февраль 607 — ноябрь 607); Бонифаций IV (608—615); Деусдедит, или Адеодат I (615—618); Бонифаций V (619—625); Гонорий I (625—638); Северин (май 640 — август 640); Иоанн IV (640—642); Теодор I (642—649); Мартин I (649—655); Евгений I (654—657, избран при жизни Мартина I, сосланного императором Константином II в Херсонес); Виталиан (657—672); Адеодат II (672—676); Дон, или Домн (676—678); Агафон (678—681); Лев II (682—683); Бенедикт II (684—685); Иоанн V (685—686); Конон (686—687); Теодор* (… 687); Пасхалий* (… 687); Сергий I (687—701); Иоанн VI (701—705); Иоанн VII (705—707); Сизинний (январь 708 — февраль 708); Константин (708—715); Григорий II (715—731); Григорий III (731—741); Захария (741—752); (4 дня на престоле пробыл римский пресвитер Стефан и — хотя по каноническим правилам того времени — он считался начавшим понтификат в официальный список Пап он не включается); Стефан III (752—757); Павел I (757—767); Константин* (767—769); Филипп* (31 июля 768, сразу же после избрания был заточен в монастырь); Стефан IV (768—772); Адриан I (772—795); Лев III (795—816); Стефан V (816—817); Пасхалий I (817—824); Евгений II (824—827); Валентин (август 827 — сентябрь 827); Григорий IV (827—844); Иоанн* (… 844); Сергий II (844—847); Лев IV (847—855); Бенедикт III (855—858); Анастасий*, прозванный Библиотекарь (август 855 — сентябрь 855); Николай I Великий (858—867); Адриан II (867—872); Иоанн VIII (872—882); Марин I (882—884); Адриан III (884—885); Стефан VI (885—891); Формоз (891—896); Бонифаций VI (апрель 896); Стефан VII (896—897); Роман (август 897 — ноябрь 897); Теодор II (декабрь 897); Иоанн IX (898—900); Бенедикт IV (900—903); Лев V (июль 903 — сентябрь 903); Христофор* (903—904); Сергий III (904—911); Анастасий III (911—913); Ландон (913—914); Иоанн X (914—928); Лев VI (… декабрь 928); Стефан VIII (928—931); Иоанн XI (931—935); Лев VII (936—939); Стефан IX (939—942); Марин II (942—946); Агапит II (946—955); Иоанн XII (955—964); Лев VIII (963—965, избран при жизни Иоанна XII, в случае, если признавать законным его избрание, следующий Папа, низложенный 23 июня 964 императором Оттоном I и самим Львом VIII, является антипапой); Бенедикт V (964—966); Иоанн XIII (965—972); Бенедикт VI (973—974); Бонифаций VII* (июнь — июль 974, затем август 984 — июль 985); Бенедикт VII (974—983); Иоанн XIV (983—984); Иоанн XV (985—996); Григорий V (996—999); Иоанн XVI* (997—998); Сильвестр II (999—1003); Иоанн XVII (июнь 1003 — сентябрь 1003); Иоанн XVIII (1004—1009); Сергий IV (1009—1012); Бенедикт VIII (1012—1024); Григорий* (1012); Иоанн XIX (1024—1032); Бенедикт IX (1032—1044); Сильвестр III (январь 1045 — февраль 1045); Бенедикт IX (вторично, апрель 1045 — май 1045); Григорий VI (1045—1046); Климент II (1046—1047); Бенедикт IX (третий раз, 1047—1048); Дамасий II (июль 1048 — август 1048); Лев IX (1049—1054); Виктор II (1055—1057); Стефан Х (1057—1058); Бенедикт Х* (1058—1059); Николай II (1059—1061); Александр II (1061—1073); Гонорий II* (1061—1072); Григорий VII (1073—1085); Климент III* (1084—1100); Виктор III (1086—1087); Урбан II (1088—1099); Пасхалий II (1099—1118); Теодор* (… 1110); Альберт* (… 1102); Сильвестр IV* (1105—1111); Геласий II (1118—1119); Григорий VIII* (1118—1121); Каликст II (1119—1124); Гонорий II (1124—1130); Целестин II* (… 1124); Иннокентий II (1130—1143); Анаклет II* (1130—1138); Виктор II, Григорий* (март 1138 — май 1138); Целестин II (1143—1144); Луций II (1144—1145); Евгений III (1145—1153); Анастасий IV (1153—1154); Адриан IV (1154—1159); Александр III (1159—1181); Виктор IV* (1159—1164); Пасхалий III* (1164—1168); Калликст III* (1168—1178); Иннокентий III* (1179—1180); Люций III (1181—1185); Урбан III (1185—1187); Григорий VIII (октябрь 1187 — декабрь 1187); Климент III (1187—1191); Целестин III (1191—1198); Иннокентий III (1198—1216); Гонорий III (1216—1227); Григорий IX (1227—1241); Целестин IV (октябрь 1241 — ноябрь 1241); Иннокентий IV (1243—1254); Александр IV (1254—1261); Урбан IV (1261—1264); Климент IV (1265—1268); Григорий Х (1272—1276); Иннокентий V (февраль 1276 — июнь 1276); Адриан V (июль 1276 — август 1276); Иоанн XXI (1276—1277); Николай III (1277—1280); Мартин IV ("промежуточными" Мартином II и III ошибочно в свое время сочли Марина I и Марина II, 1281—1285); Гонорий IV (1285—1287); Николай IV (1288—1292); Целестин V (август 1294 — декабрь 1294); Бонифаций VIII (1295—1303); Бенедикт XI (1303—1304); Климент V (1305—1314); Иоанн XXII (1316—1334); Николай V* (1328—1330); Бенедикт XII (1335—1342); Климент VI (1342—1352); Иннокентий VI (1352—1362); Урбан V (1362—1370); Григорий XI (1371—1378); Урбан VI (1378—1389); Бонифаций IX (1389—1404); Иннокентий VII (1404—1406); Григорий XII (1406—1415); Климент VII* (избран одновременно с Урбаном VI кардиналами Франции, Испании, Сицилии, Шотландии и Кипра, 1378—1389); Бенедикт XIII* (избран одновременно с Бонифацием IX кардиналами Франции, Испании, Сицилии, Шотландии и Кипра, низложен Собором в Констанце в 1417, 1389—1423) [после смерти Бенедикта XIII назначенные им кардиналы избрали нового антипапу Климента VIII (1423—1429), а затем антипапу Бенедикта XIV (1425—1430). — Ред.]; Александр V* (1409—1410); Иоанн XXIII*, Балтазар Косса (1410—1415); Мартин V (1417—1431); Евгений IV (1431—1447); Феликс V* (1440—1449); Николай V (1447—1455); Каликст III (1455—1458); Пий II (1458—1464); Павел II (1464—1471); Сикст IV (1471—1484); Иннокентий VIII (1484—1492); Александр VI (1492—1503); Пий III (8 октября 1503 — 18 октября 1503); Юлий II (1503—1513); Лев Х (1513—1521); Адриан VI (1522—1523) [был родом из г. Утрехт (Голландия), до 1978 — последний Папа неитальянец. — Ред.]; Климент VII (1523—1534); Павел III (1534—1549); Юлий III (1550—1555); Марцелл II (апрель 1555 — май 1555); Павел IV (1555—1559); Пий IV (1560—1565); Пий V (1566—1572); Григорий XIII (1572—1585); Сикст V (1585—1590); Урбан VII (15 сентября 1590 — 27 сентября 1590); Григорий XIV (1590—1591); Иннокентий IX (ноябрь 1591 — декабрь 1591); Климент VIII (1592—1605); Лев XI (10 апреля 1605 — 27 апреля 1605); Павел V (1605—1621); Григорий XV (1621—1623); Урбан VIII (1623—1644); Иннокентий Х (1644—1655); Александр VII (1655—1667); Климент IX (1667—1669); Климент Х (1670—1676); Иннокентий XI (1676—1689); Александр VIII (1689—1691); Иннокентий XII (1691—1700); Климент XI (1700—1721); Иннокентий XIII (1721—1724); Бенедикт XIII (1724—1730); Климент XII (1730—1740); Бенедикт XIV (1740—1758); Климент XIII (1758—1769); Климент XIV (1769—1774); Пий VI (1775—1799); Пий VII (1800—1823); Лев XII (1823—1829); Пий VIII (1829—1830); Григорий XVI (1831—1846); Пий IX (1846—1878); Лев XIII (1878—1903); Пий Х (1903—1914); Бенедикт XV (1914—1922); Пий XI (1922—1939); Пий XII (1939—1958); Иоанн XXIII (1958—1963); Павел VI (1963—1978) [см.]; Иоанн Павел I (3 сентября 1978—28 сентября (1978) [см.]; Иоанн Павел II (1978—2005) [см.]; Бенедикт XVI (с 2005).
См. также: Ватикан, Папство, Католичество.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: